«Почему в России не разрешат обналичивать Bitcoin» — такими заголовками пестрят СМИ.
Ссылка на материал на сайте ib-magazine.com
Но что же на самом деле написано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ? Давайте разберемся.
По сути, Постановление касается не только и не столько криптовалют, сколько вносит некоторые правки в старое Постановление от 7 июля 2015 года «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».
Другими словами, идет планомерное развитие действий государства по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма, причем логично и в соответствии с международными нормами, в том числе правилами FATF (Международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Конкретно криптовалютам посвящено в Постановлении всего два тезиса.
Первый — электронные денежные средства приравнены к безналичным (что логично).
И второй — сказано, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174 ч.1 УК РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты) приобретенных в результате совершения преступления.
Александр Беспалов, член правления Национальной Ассоциации Блокчейн поясняет:
«Что это меняет для пользователей и в целом для граждан страны? Ровным счетом ничего.
В Постановлении всего лишь сказано, что криптовалюты могут выступать средством или предметом преступления — очевидный факт, который и раньше при необходимости использовался в судах и при совершении соответствующих уголовно-процессуальных действий».
Другими словами, юридически просто закреплено то, что фактически и так применялось при необходимости, то есть это обычная работа по уточнению законодательства страны.
При этом обычные операции, связанные с криптовалютами, и не содержащие намерения отмывания преступных доходов и т.п.(например просто покупка криптовалюты, оплата криптовалютой чего-либо) для физических лиц в РФ по прежнему не являются каким-либо нарушением законодательства.
С другой стороны, до принятия соответствующего закона, регулирующего цифровые активы и в частности криптовалюты, который сообщество ожидает в этом году, юридическим лицам в России работать с криптоактивами достаточно сложно. Хотя согласно ГК РФ и юридической практике криптовалюты, по сути, приравнены сейчас к «другому имуществу», банки фактически запрещают платежи со словами в назначении «криптовалюта» или аналогичными, ссылаясь на 115-ФЗ и определяя такие операции как «сомнительные».
Тем не менее, есть примеры успешной работы юридических лиц с криптоактивами, в частности такой известный как проект «Колионово», который действует уже больше двух лет.
Так что шумиха, поднятая СМИ и частью крипто-сообщества, которое не разобралось в самом документе и практике его применения, напрасна.
Она лишь наводит ненужный страх на неразбирающихся пользователей, делая в очередной раз понятие криптовалют «страшилкой» и замедляя процессы внедрения криптоэкономики в России.
Редакция IBMagazine
Читать больше материалов на сайте ib-magazine.com