“Твой отец нас бросил! Он нас больше не любит!», - так Агата Кристи сказала в отчаянии своей дочке Розалинде. Розалинда была ещё маленькая. Но ее ответ поразил Агату: «это тебя он бросил. А меня он по-прежнему любит!». Писательница замолчала и задумалась. Больше она не говорила дочери подобных слов. И была права. Розалинда выросла, стала красавицей и прожила нормальную счастливую жизнь. Не усвоила «программу брошенности», которую чуть не навязала ей мать.
В горе женщина говорит ребёнку не всегда справедливые слова. И может перенести своё несчастье на своё дитя - не специально, но пытаясь «разделить горе на всех» и настроить ребёнка против отца. Конечно, это касается случаев, когда отец по-прежнему любит ребенка, обеспечивает его, хочет общаться, понимает, что нанес рану своему ребенку, готов прийти на помощь, если нужно, - вот о таких отцах речь. Но обида женщины велика, она живет этой обидой и желанием мести, постоянно втягивает ребенка в свое состояние, очерняет отца... И это приводит к печальным последствиям. Одна женщина выросла с уверенностью, что ее отец - негодяй и равнодушный подлец, бросивший их с мамой в трудное время. Они якобы перебивались на гроши, жили без мужской поддержки и помощи, а отец устроил свою жизнь и благоденствовал в другой семье. Мама каждый день это говорила. Когда дочь просила что-то, мать отвечала: "пусть этот подлец тебе покупает! Он нас бросил в нищете!". При этом мама хорошо одевалась и ездила на курорты по нескольку раз в год, оставляя дочь со старенькой бабушкой.
Женщина так и не вышла замуж. Мужчины не вызывали у неё доверия и симпатии. Если самый родной мужчина, отец, так поступил с ней, разве можно хоть кому-то доверять в этой жизни? Женщина ненавидела и презирала отца. А потом получила известие о его смерти. Она все же решила проводить отца в последний путь. И что-то узнать про наследство. Корить ее за это не надо. Она жила бедно с уже престарелой мамой, которая непрерывно болела. Мама так и осталась одна, хотя у нее были романы. Ради дочери, - так она говорила, - она пожертвовала собой. Деньги дочери были очень нужны.
И вот постаревшая дочь узнала правду. Отец постоянно посылал деньги; помимо алиментов. И после совершеннолетия посылал, пока сам не заболел и не состарился. Остались квитанции… Но бывшая жена запрещала ему общаться с дочерью. Он пытался судиться, но ему закатили такую истерику! Он проявил слабость. Это надо признать. Не стал подавать больше в суд. Он только издали смотрел на своего ребенка несколько раз, да у родственников пытался получить сведения... На каждый праздник он посылал дорогие подарки дочке. Но этих подарков дочь не получала. Вернее, мама говорила, что купила эти вещи. И к телефону ее мама не звала. А письма от отца просто уничтожала, вот и все.
И взрослая седая женщина расплакалась, когда ей показали ее детский портрет, который висел в мастерской отца. Папа был часовым мастером. Другой фотографии у него не было… Он любил свою дочь. Но не смог жить с ее матерью. Уж больно тяжёлый и непреклонный был у неё характер. И мужчины ей были не нужны для семейной жизни. Она никогда никого не любила. Только дочь любила. Наверное.
И сломала дочери жизнь. Не со зла, а потому, что хотела сохранить дочь для себя. И хотела отомстить ушедшему мужу. В итоге она лишила своего ребёнка любви, которой и сама была лишена.
А Агата Кристи потом счастливо вышла замуж за археолога намного моложе себя. Она спросила разрешения у своей дочки Розалинды. Розалинда весело ответила: мол, дело хорошее! Твой муж будет нам полезен. Все же мужчина нужен. И лодку купим, кстати, будем кататься все вместе...
В этом и дело. Если нас бросили и от нас ушли, не стоит разделять несчастье на всех. Если тот, с кем мы расстались, по-прежнему любит ребёнка и заботится о нем, надо позволить ему это делать. Даже если мы страшно горюем, если обида жжёт сердце, надо все же подумать о других. Поступить справедливо. Не лишать ребёнка даже капли любви и денег. Не передавать ребёнку «программу брошенности». Надо щадить других. Особенно детей. Даже если тот, кто ушёл, причинил боль, делиться ей с ребёнком не надо. Боль пройдёт, появятся новые возможности. А детство не вернуть. И слова не взять обратно…
Анна Кирьянова