Современных подростков принято считать невнимательными, не способными мыслить критически, а еще обвинять в тяге к простым удовольствиям. Однако эмпирические данные не подтверждают этих представлений: наш образ современного подростка определяют популярные теории поколений, среди которых «поколение Z», «iGen», «цифровые аборигены» («Digital Native»). Это следует из доклада «Мифы о поколении Z», подготовленного в Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Автор исследования Наталия Богачева, кандидат психологических наук, сравнила разговоры о «поколении Z» с данными исследований и обнаружила, что о поколенческой специфике современных подростков судить преждевременно. «В мои задачи не входит «разоблачение» методологии авторов популярных теорий поколений, однако я считаю нужным уточнить, что «Поколение Z», «iGen», «Цифровые аборигены» («Digital Native») – не термины академической науки. Напротив, они принадлежат к области популярного знания, достаточно размыты, нередко используются некритично и без опоры на методологию», – говорит Наталья Богачева.
Психолог выделила черты «поколения Z», которые приписывают ему теоретики и показала, в чем они противоречат эмпирическим данным.
Многозадачные и невнимательные
В популярной литературе часто указывают, что представители «поколения Z» умеют решать несколько задач одновременно, быстро обрабатывают информацию. Однако показано, что подростки справляются с одновременным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, — и это может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память.
«Многозадачность» современных подростков оказывается не уникальной чертой «Поколения Z». Более того, подростки «справляются с одномоментным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, что может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память», отмечает автор исследования.
С другой стороны, данные исследований подтверждают, что представители «поколения Z» с трудом концентрируются на одной задаче. Однако дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции.
Миф об особенно острых проблемах с вниманием у современных подростков во многом основан на неподтвержденных данных. «В 2015 году многие западные газеты подхватили новость о том, что, согласно исследованию Microsoft, средняя длительность удержания произвольного внимания в 2015 составила около 8 секунд, что на 4 секунды меньше, чем в 2000 году, а также – меньше, чем способность удерживать концентрацию внимания у золотой рыбки – причиной этого были названы современные цифровые технологии. Однако в 2017 году BBC News обратили внимание на то, что найти это исследование и тем более связать его с работой Microsoft не представляется возможным», отмечает Наталия Богачева.
Гедонисты
О «поколении Z» говорят как о прагматичных людях, ориентированных на материальные ценности и склонных к простым удовольствиям. Но ориентация на удовольствие связана с существенно расширившимися возможностями получать удовольствие в современном мире, а не с принадлежностью к поколению, при этом статистические данные говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу.
Депрессивные и тревожные
Суицид занимает одно из первых мест в списке причин подростковой смертности. Исследователи указывают на возможную связь между распространением цифровых технологий и повышением риска депрессии. Хотя существующие исследования не позволяют с уверенностью обозначить направление этой связи, тем не менее, избыточное применение цифровых технологий может усилить тревогу и депрессивные проявления у чувствительных к стрессу людей. Однако склонность к депрессии – это общий тренд для всего современного общества, а не особенность «поколения Z».
Информационно грамотные
Утверждение, что подростки гораздо лучше владеют информационными технологиями, чем взрослые, стало общим местом. Однако исследования показывают, что это не так: в 2013 году достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя — 31% и 34 % соответственно. Сходные результаты показывают международные исследования.
Не критичные
Считается, что способность подростков мыслить критически страдает в эпоху цифровых технологий из-за снижения объемов чтения (которого, кстати, не происходит). Однако подростки поколения Z не демонстрируют, по крайней мере, на уровне опросов, какого-то излишнего доверия информации, получаемой из тех или иных источников. Как отмечает Наталия Богачева, в целом уровень разработанности вопроса о развитии навыков критического мышления в научной литературе едва ли является достаточным для опровержения соответствующего «мифа», равно как и для его подтверждения.
Чересчур общительные, но одинокие
Засилье информационных технологий приводит к тому, что современные подростки проводят меньше времени с друзьями и чаще чувствуют себя одинокими, чем 10 лет назад. В 2010 году более половины российских подростков признавались, что чувствуют себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни. Однако исследования показывают, что виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности.
Другая популярная идея — подростки не умеют оставаться наедине с собой. Так, студенты колледжа в ситуации, когда у них забрали цифровые устройства и письменные принадлежности и дали инструкцию провести от шести до 15 минут в тишине, испытывали негативные эмоции. Однако люди старшего возраста в этом эксперименте показали те же результаты – поэтому можно считать, что способность получать удовольствие от пребывания наедине со своими мыслями не связана ни с возрастом, ни с уровнем образования.
По словам Елизаветы Сивак, директора Центра исследований современного детства Инобра ВШЭ, когда речь идет об обобщающих терминах вроде «поколения Z», «упрощение реальности неизбежно: нужно только проверять, «работает» ли эта аналитическая категория или нет. Помогает она что-то выявить или стирает важные различия? Такой вопрос стоял для нас в связи с «поколением Z». Мы убедились, что какие-то из представлений об «общих ценностях» и чертах этого поколения опровергаются, какие-то в принципе невозможно проверить. Слишком рано делать универсальные выводы о «поколении Z». Главное – дети не становятся хуже или лучше – как и взрослые, они приспосабливаются к новым условиям жизни, используют новые возможности, отбрасывают старые способы жизни.
Поскольку данные исследований остаются противоречивыми, мифы о поколенческой специфике приносят больше вреда, чем пользы. Так, последние исследования в США показывают, что «мифы» о «поколении Y», безотносительно их реальных профессиональных качеств, отразились на отношении к ним работодателей и коллег, создав эффект «обратного эйджизма», или дискриминацию по отношению к молодым специалистам.
«Подростки могут быть настроены достаточно прагматично в отношении профессиональной деятельности и образования, однако это не значит, что они забывают о «вечных ценностях». И, естественно, они инфантильны, индивидуалистичны, стремятся к успеху и свободе – потому, что они все-таки подростки», — резюмирует Наталья Богачева.
Источник: пресс-служба ВШЭ