Найти тему
Центр ПРИСП

«Антифейковый» закон – мина под предвыборную агитацию

Политический юрист, эксперт Центра ПРИСП Никита Сысоев рассуждает о том, как закон "о фейковых новостях" - в случае его принятия - будет действовать и какие реальные последствия может повлечь.

- Еще не утихла полемика вокруг законопроекта о «фейковых новостях», а между тем второе и третье чтение закона уже не за горами. К сожалению, почти вся общественная дискуссия по вопросу (как и в случае с двумя другими резонансными предложениями сенатора Клишаса) оказалась поляризованной и свелась к чистой политике. Исходя же из того, что закон так или иначе будет принят, более актуальным является вопрос, как технически новелла будет действовать и какие реальные последствия может повлечь.

И здесь приходится признать, что в нынешнем виде эта поправка выглядит крайне неуклюже, а ее возможный эффект – совсем не тем, о котором говорят сторонники. Итак, предлагается «дополнить статью 13.15 КоАП РФ частью 9 следующего содержания: «9. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий».

При этом в сопроводительной записке авторами указано, что изменение других законодательных актов не потребуется. Очевидно, что это не так. Сама статья 13.15 Кодекса называется «злоупотребление свободой массовой информации», а значит, придется вносить и соответствующие поправки в статью 4 Закона «О СМИ», где дается перечень тех действий, которые признаются таким злоупотреблением.

В настоящее время все запрещенные действия в статье 4 Закона «О СМИ» очерчены вполне конкретно: это пропаганда наркотиков, культа насилия, терроризма, использование скрытых кадров и т.д. Любому автору понятно, чего публиковать не следует. Антифейковый же законопроект впервые добавит в этот список абсолютно расплывчатую конструкцию, да еще и с элементами объективного вменения. Это значит, что газета или сайт, опубликовав информацию с какими-либо недостоверными данными, «подвиснут», сами не понимая, нарушили они что-то или нет. Это выяснится только по факту наступления каких-либо последствий. Причинно-следственная связь здесь может быть абсолютно неочевидной и бесконечно растянутой во времени, что в силу неопределенного круга читателей создает огромный простор для пристрастного правоприменения и провокаций. Что такое «создает угрозу массового нарушения общественного порядка»? Написали не ту цифру в статье, собрались двое человек на пикеты – вот и готов состав правонарушения, который ставит СМИ на грань закрытия в порядке статьи 16 Закона «О СМИ». Что такое «тяжкие последствия?». Это оценочное понятие, которого нет в КоАП РФ; под него вполне может попасть, например, инфаркт у прочитавшего материал.

Безусловно, в первую очередь под ударом окажется политическая и социальная тематика. Опытные кандидаты на выборах и их юристы, привыкшие к негласному правилу: «В агитации врать не запрещено» и старающиеся воздерживаться только от клеветы и оскорблений, могут столкнуться с новыми неприятными сюрпризами – по крайней мере, в тех случаях, когда они агитируют со страниц СМИ либо в Интернете. Особенно это касается тех, кто критически описывает состояние дел в стране или округе. Политическая агитация общественно значима по умолчанию, а «заведомо недостоверными» могут оказаться, например, данные, которые расходятся с официальными выкладками Росстата.

Что в такой ситуации делать, чтобы не налететь на шальной штраф?

Читать далее