Найти тему

«Фаворитка» в новой старой Англии»

Александра Загайнова

Режиссер «Убийства священного оленя» Йоргос Лантимос представил на суд зрителей и жюри конкурса Веницианского кинофестиваля черную комедию. Декорациями ей послужила Великобритания начала XVIII века.

Фото с сайта vokrug.tv
Фото с сайта vokrug.tv

Война за испанское наследство оказывается меньшей из проблем Королевы Анны в исполнении Оливии Колман – она страдает от своих болезней. Главным лекарством для героини является герцогиня Мальборо, которую играет Рейчел Вайс – любимица и любовница королевы. Будучи женой военного, она, конечно, посвящена и в дела государственные, а благодаря симпатиям Анны становится и фактически управляющей империей. Вопросы финансов, ведения войны, упразднения и увеличения налогов и управление парламентом ложатся на плечи леди Мальборо, которая совсем не прочь спасти Англию от краха империи. Новым витком в отношениях Анны и ее фаворитки становится появление дальней родственницы семьи Мальборо – Эбигейл (Эмма Стоун).

Мастер одиозности Лантимос следует своей традиции. Его работы «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя» давно доказали, что он не приверженец классических костюмных мелодрам. Королевская жизнь в его картине предстает сатирической драмой в окулярах полного абсурда. Это современная комедия в идеальном историческом контексте, наполненная нелепицей речи, поведения, быта и пространства. Можно сказать, что Лантимос достиг тотального успеха оказаться неакадемичным, он буквально ломает все представления о старой Англии и создает свою новую.

Фото с сайта vokrug.tv
Фото с сайта vokrug.tv

Как насмешить зрителя известно еще со времен создания синематографа, поэтому, не долго думая, Эмму Стоун тут же отправляют из экипажа в грязь, а затем на прием в королевскую резиденцию. Известное комическое перерастает в известное драматическое – однако не менее смешное. Амбициозной и властной благодетельнице придется потесниться во имя доброго дела, а затем и вовсе уступить свое место провинциальной простушке, которая норовит стать леди.

Язык героев саркастичен, остроумен и ироничен: благородные дамы изъясняются порой вопиющими пошлостями – Вайс и Стоун это удается с поразительной подачей и самообладанием. Колман же удалось максимально правдоподобно сыграть карикатурную личность, ребенка с большими проблемами, которому больше никто не верит. Королева, которая истерит и днями напролет забавляется с кроликами, больше не авторитет.

Фото с сайта Киноафиша
Фото с сайта Киноафиша

Говоря о мужских ролях, в глаза бросается образ современного плута и интригана - политика Харли. Ирония на тему либерализма и мирного решения проблем быстро перерастает в гротескную насмешку над монархической системой устами Николаса Холта, благодаря ему и его другу герою Марка Гатисса, изобразившего поклонника Эбигейл, а по совместительству похотливого дурака. Герцог Мальборо же играет роль традиционного мужа и завоевателя, но при этом кажется зрителю почему-то простофилей. Особенно это видно в финальном эпизоде.Однако, ситуацию курьеза поддерживают не столько бездействующие мужчины и властвующие женщины, сколько антураж старой Англии с ее традиционной охотой на уток при решении вопросов королевской важности, огромными париками и пышными платьями с гротескными корсетами. Для Лантимоса великие Королевские покои не историческая ценность, а плацдарм для очаровательного комедийного абсурда.