Анорексия – настоящий бич современности. Соцсети уже несколько лет подряд тиражируют фото моделей с торчащими ребрами. Для многих современных школьниц начиная с самого раннего возраста именно такие девушки становятся ролевыми моделями и эталоном красоты.
Но не стоит забывать, что анорексия в первую очередь – серьезное нервное расстройство. Третий выпуск проекта ЕАН «Личные истории: записки психотерапевта» расскажет, что может стать причиной для добровольного голодания у подростка и как своевременно заметить, что ребенок нуждается в помощи. Разобраться в ситуации нам по традиции поможет врач клиники «УГМК-Здоровье» Татьяна Томилова.
Восемнадцатилетняя Катя почти ничего не ела несколько лет и буквально таяла на глаза. Мама практически насильно привела девушку к психологу.
Семья Кати внешне была вполне благополучной: папа – известный программист, по контракту работающий за границей, мама преподает в престижном университете.
Однако с самого раннего детства девочка чувствовала себя лишней.
Отца постоянно нет дома, а когда он возвращается из бесконечных разъездов, не поднимает головы от компьютера или встречается с партнерами по бизнесу. Его не интересовала жизнь дочери, она практически не слышала от отца вопросов: «Как дела? Что нового?». Мама очень устает на работе и приходит домой поздно. Вместо того, чтобы уделить внимание дочке, она допоздна сидит над курсовыми студентов.
Катя, как могла, пыталась изменить ситуацию и обратить внимание родителей на себя: показывала сделанные собственноручно рисунки и собранные пазлы, но максимум, чего она могла дождаться, — это минутная похвала. Когда девочка пошла в первый класс, услышала напутствие от матери – учиться нужно только на «отлично», иначе успеха в жизни ей не видать. Школьница делала все возможное, чтобы заслужить любовь родителей: исправно выполняла домашние задания, примерно вела себя на уроках, дневник пестрел хорошими оценками. Катя даже факультативно занялась изучением японского языка. Но мама воспринимала ее усилия как само собой разумеющиеся, а папа, казалось, вовсе не интересовался успехами дочери.
В средних классах Кате стало намного сложнее учиться, девочка начала периодически получать четверки, а иногда и тройки. Это становилось поводом для нападок мамы. «Ты ленивая, не хочешь учиться», - слышала Катя.
Школьница стала заниматься еще больше, посещала дополнительные занятия у репетиторов. У нее не оставалось времени на то, чтобы погулять с друзьями, а о внимании мальчиков не приходилось и мечтать. Девочка со временем решила: она катастрофически далека от идеала и в плане учебы, и в плане внешности.
Катя рассматривала в Интернете изображения худых моделей и пришла к выводу – для достижения идеала ей просто необходимо сбросить вес.
Это поможет ей решить многие проблемы, да и родители станут обращать больше внимания на красивую дочь, думала девушка. В итоге в 13 лет Катя почти отказалась от еды. Школьница начиталась советов в соцсетях и стала пить больше кофе, который якобы ускоряет обмен веществ, стала пить диетическую газировку, которая давала ей ощущение сытости, перестала есть любимые продукты.
Разумеется, вес быстро начал снижаться. Но удовлетворения Катя не получала и исступленно продолжала сидеть на своей «диете». Через некоторое время мама заметила, что дочь начала отказываться от ужинов, а продукты в холодильнике остаются нетронутыми.
«Ну-ка ешь! Ты притворяешься, что не хочешь есть!» - кричала мама, пытаясь насильно впихнуть в девочку хоть немного еды.
Однако эти попытки в большинстве случаев приводили лишь к тому, что Катя уходила в туалет и вызывала у себя рвоту, чтобы избавиться от ненавистной еды.
Мама-педагог пыталась заставить дочь есть в течение нескольких лет. Только после того, как девушка к 18 годам достигла крайней степени истощения, мама привела ее к психотерапевту.
Как оказалось, время для амбулаторного лечения было упущено. Пациентке требовались радикальные меры, и ее немедленно госпитализировали.
Прошло пара недель, и состояние Кати улучшилось. К девушке вернулся аппетит, она начала набирать вес, хотя и совсем понемногу.
Психотерапевт клиники «УГМК-Здоровье» Татьяна Томилова: «К сожалению, причины многих болезней души уходят корнями в детство. Ни один психически здоровый подросток не будет целенаправленно морить себя голодом. Нервная анорексия представляет собой суицидальное поведение. Ею чаще всего страдают подростки, у которых специфические родители: отстраненные, холодные, перфекционисты. "Ты должен делать все идеально, а ты делаешь плохо", - говорят они своим детям, отчего те серьезно страдают психологически.
К сожалению, процент людей, полностью вылечивающихся от нервной анорексии, очень небольшой, особенно если болезнь не лечили в течение нескольких лет.
Маме нашей героини нужно было привести дочь к психологу сразу же, как только она заметила, что девочка не ест.
Кроме того, женщине следовало бы вместе с дочерью пройти психологическую терапию, поговорить со специалистом о том, как можно помочь Кате, как вести себя с ней дома. К сожалению, в данном случае мама отказалась от этого: "Я вам дочь привела, а вы лечите". Хорошо, что состояние девушки стабилизировалось. Но еще непонятно, как вся эта ситуация отразится на ее дальнейшей жизни – появится ли у нее своя семья, как она сможет реализоваться в профессии. Не исключено, что Екатерине еще не раз придется обратиться за помощью к психотерапевту, и хорошо, если она действительно будет это делать в трудных ситуациях».
Эта история показалась вам до боли знакомой, вы узнали своего ребенка? Срочно обращайтесь к специалисту! Если упустить драгоценное время, последствия могут быть необратимыми.