Найти тему

Отражение богоизбранности Ивана Грозного в росписи шатра Покровской церкви Александровской слободы

Венчание Ивана IV на царство поставило его в один ряд с римскими кесарями и константинопольскими василевсами, которые имели власть от Бога. Первому русскому царю также требовалось обоснование божественного происхождения его самодержавной власти.

В послании вице-регенту Ливонии Александру Полубенскому Грозный среди доводов того, что Ливония издревле является московской вотчиной, сначала приводит аргументы того, что ведет свой род от Пруса, брата Августа-кесаря. В царствование последнего родился Бог Сын, который «… и благословил его, ибо божественным своим рождением прославил Августа-кесаря, соизволив родиться в его царствование; и этим прославил его, и расширил его царство, и даровал ему не только Римскую державу, но и всю вселенную…».

А дальше самодержцем выстраивается цепочка правителей, которая замкнулась на нем самом: Прус – Рюрик, потомок Пруса в четырнадцатом колене, - его сын Игорь – Святослав – его сын Владимир, крестивший Русь, – Ярослав – Владимир Мономах – Александр Невский – Дмитрий Донской – Иван III, дед Грозного.

Одним из наиболее значительных живописных памятников XVI века, иллюстрирующих то, что первый русский царь имеет власть от Бога, является роспись шатра Покровской церкви Александровской слободы. Она не имеет аналогов, потому что шатры церквей фресками не покрывались. Долгое время изображения были скрыты деревянным куполом. Он был разобран лишь в 1925 году в ходе реставрационных работ. Другой уникальной особенностью росписи является то, что она никогда не поновлялась. Можно сказать, что мы с вами имеем возможность видеть то же, что видел сам Иоанн Васильевич.

Что же из себя представляет роспись? Купол венчает изображение Господа Саваофа. Далее следуют херувимы и серафимы. Ниже идут фигуры четырех евангелистов и четырех архангелов. Таким образом три верхних регистра интерпретируют принятую в эпоху Грозного систему декорации крестово-купольных храмов.

Однако нижние регистры уже совершено самостоятельны. Четвертый регистр отведен 16-ти праотцам (просматриваются Адам, Ева и Ной). Пятый регистр занимают 24 фигуры праотцов и пророков. Нижний, шестой регистр фресок, некогда состоял из 16-ти медальонов с ликами новозаветных святых. Большинство из них – русские мученики и святые. Из них сохранились изображения святых Владимира, Бориса и Глеба.

Все образы связаны между собой зелеными стеблями. Это прямо указывает на то, что это генеалогическое древо, повествующее о божественном происхождении царской власти.

Александровская слобода. Покровская церковь.
Александровская слобода. Покровская церковь.

Почему же такой шедевр появился в Александровской слободе? Ответ прост – при жизни Ивана Грозного это был « второй по величине, красоте и богатству Государев двор» после Московского кремля. И фрески украшали не просто церковь, а личный домовый храм первого русского царя.

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.