Снимая фильмы, их создатели постоянно прибегают к разного рода ухищрениям. Сегодня мы расскажем о некоторых из них. Возможно, это заставит вас по-новому взглянуть на любимые фильмы.
Массовка
Массовка позволяет сценам из фильмов и сериалов выглядеть более естественно и реалистично. Обратите внимание, сколь непринуждённо эти люди общаются между собой. На самом же деле они разговаривают беззвучно, просто открывая рот. Это сделано для того, чтобы мощные микрофоны на съёмочной площадке на записали лишнего. Статисты — профессионалы, способные имитировать беседу, беззвучно смеяться и избегать зрительного контакта с камерой.
Саунд-дизайн
Когда дело доходит до саунд-дизайна, подойдёт любой материал. Например, крик Назгула из «Властелина колец» достигается за счёт трения пластиковой кружки о стекло. Лучшие друзья звукорежиссёра — овощи. Именно они используются для создания шумов в фильмах ужасов. Жуткие и кажущиеся такими естественными звуки на самом деле вполне могут оказаться морковью и салатом, заменяющими в том числе звук ломающихся костей.
Режиссерские версии
Режиссёр и съёмочная группа обычно снимают большое количество сырого материала, из которого в фильм попадает лишь малая часть. Именно поэтому существуют различные расширенные версии фильма, призванные продемонстрировать зрителю истинное видение режиссёра. Иногда может получиться совершенно другое кино. Режиссёрская версия трилогии «Властелин колец», к примеру, на три часа длиннее кинотеатральной версии.
Альтернативные концовки
Продолжительность расширенной версии «Титаника» и вовсе составляет 5 часов. Многие сцены важны для сюжета и раскрытия характеров персонажей. Например, капитан Смит отдаёт команду морякам вернуться к тонущему кораблю за второй партией пассажиров. Кроме того, существует также и альтернативная концовка фильма, целиком меняющая эмоциональный тон финала. Её можно увидеть ниже.
Зеленый экран
Все мы знаем о чудесах, которые творит зелёный экран. Его правильное название — «хромакей». Магия зелёного экрана позволяет отделить актёров от сцены и дорисовать любой необходимый фон. На самом деле, экран может быть любого цвета, но зелёный и синий — самые популярные, потому что эти цвета лучше всего контрастируют с человеческой кожей. Посмотрите, как при помощи хромакея создавалась одна из масштабных битв в «Игре престолов».
https://player.vimeo.com/video/132571771
Дети в фильмах ужасов
Как детям удаётся сниматься в фильмах ужасов? Интересный вопрос. Всё, что происходит на съёмочной площадке, преподносится ребёнку, как некая игра. Иногда его просят побегать с куклой, разлить стакан с соком, поговорить с кем-то и т.д. В большинстве случаев ребёнок и понятия не имеет, что снимается в ужастике. На самой площадке ничего страшного нет — вся жуть добавляется на этапе монтажа видео и звука. Дэнни Ллойд, исполнивший роль Дэнни Торренса в «Сиянии» Стэнли Кубрика, узнал том, что снимался в фильме ужасов в возрасте 16-ти лет, когда впервые посмотрел этот фильм.
Декорации
Культовые декорации, вроде волшебных замков или поражающих воображение городов будущего, далеко не всегда создаются на компьютере. Иногда они намного меньше, чем может показаться на первый взгляд. Так называемые «большеатюры» (“bigatures”, как их окрестили мастера спецэффектов из Weta Workshop) являются масштабными моделями различных строений. Самые известные примеры таких моделей можно увидеть во «Властелине колец», «Бегущему по лезвию» и «Гарри Поттере».
Постельные сцены
Постельные сцены нелегко даются съёмочной группе и в особенности актёрам, которые в них снимаются. Поэтому чаще всего режиссёр предпочитает браться за них в самую последнюю очередь, когда актёры уже успели сработаться на площадке. Сцену несколько раз репетируют в одежде, а количество людей на площадке сокращается до абсолютного минимума. Иногда приходится прибегнуть к услугам дублёров, как это было, например, в «Антихристе» Ларса Фон Триера.
Зеркала
Эпизоды с зеркалами или отражающими объектами тоже порой вызывают трудности. Разумеется, здесь есть свои секреты. Камера должна располагаться за спиной актёра таким образом, чтобы не отразиться в зеркале. Сам актёр смотрит в отражение камеры в зеркале, создавая впечатление, что он смотрит именно в зеркало. Джеймс Кэмерон использовал любопытный приём на съёмках второго «Терминатора»: Шварценеггер и двойник Линды Хэмилтон находились чуть поодаль, лицом к камере, в то время как дублёр Арнольда и сама Линда стояли спиной на переднем плане, создавая иллюзию отражения в зеркале. А так сразу и не скажешь!
Еда
Персонажи едят, актёры — нет. Представьте ситуацию, где сцена требует нескольких дублей. Так и объесться недолго! Особенно когда дело касается не перекуса, а полноценного обеда или ужина. Поэтому актёры в кадре чаще всего просто жуют еду, но никогда её не проглатывают.
Рвота
Если у персонажа случается приступ рвоты, на помощь приходит специальный мешочек со смесью каши и спагетти, который находится на шее актёра. Они нажимают на него, чтобы «активировать» рвоту.
Костюмы
Иногда актёры носят одни и те же костюмы на съёмках разных фильмов. Одни и те же предметы гардероба можно увидеть в «Пиратах Карибского моря», «Голодных играх», «Железном человеке» и т.д. Художники по костюмам — одни из самых талантливых работников киноиндустрии.
Смекалка
Любопытный факт: работая над костюмами членов Ночного дозора, главный дизайнер «Игры престолов» Мишель Клэптон использовала коврики «Скольд» и «Лудде» из «Икеи» — они отлично заменили собой шкуры. «Икеа» в долгу не осталась.
Курение
На съёмках актёры курят ненастоящие сигареты — в противном случае они бы долго не протянули. Иногда они просто имитируют курение или пользуются травяными сигаретами. Бывали случаи, когда актёры входили в роль и не могли остановиться. На съёмках «Зловещих мертвецов» актёры курили марихуану, как и их персонажи. В результате съёмки фильма несколько затянулись…
Свет
Если на экране сцена с ночной поездкой, обратите внимание на асфальт. Скорее всего он будет мокрым, потому что влажная поверхность даёт больший контраст и отражает больше света.
Тучи
Чёрные тучи над городом создаются с помощью специальной машины под названием Cloud Tank, которая впрыскивает молоко или краску в резервуар с водой. Космический корабль пришельцев можно легко заменить хоть на фрисби. Советуем посмотреть фильмы, где используется эта техника — выглядит завораживающе.
Сцены в воде
Эпические сцены в воде часто снимают в специальных бассейнах. Только взгляните на фотографии советского штормового бассейна в Крыму.
Как снимали крушение «Титаника» можно посмотреть ниже.
Вещества
Некоторые вещи — не то, чем кажутся на первый взгляд:
- Кокаин — сухое молоко или сахарная пудра
- Кровь — кукурузный сироп с пищевым красителем
- Стекло — сахарное стекло или тонкий пластик
- Пиво — яблочный сок
- Сильный алкоголь — уксус
- Лёд в стакане — желатин
- Пот — розовая вода или глицерин
Снег
Снег в кино тоже зачастую ненастоящий: для производства искусственного снега и зимних эффектов для кино была создана специальная компания Snow Business. Ниже можно посмотреть на них в действии.
Секретность
И ещё одно важное замечание: рецепт успеха фильма во многом опирается на секретность, окружающую его спецэффекты. Именно поэтому на съёмочной площадке строго запрещены всякого рода гаджеты. Всякий, кто нарушит данный запрет, незамедлительно удалятся с площадки или вовсе увольняется — совсем как та девушка, которая засняла съёмочный процесс фильма «Дивергент». Производство фильма — долгий и сложный процесс, где вся команда трудится ради одного: создать настоящее произведение искусства.