28 февраля в Нижегородском художественном музее открылась выставка московского художника Павла Никифорова, чей жизненный путь начался и завершился в нашем городе. Выставка художника-концептуалиста Павла Никифорова «Возвращение в alma mater» (0+) знакомит нижегородцев с творчеством и личностью автора, почти не известного на родине. В экспозицию вошли 25 произведений, написанных в 1970–1980-х годах, а также фотографии, сделанные его друзьями в последний период жизни мастера. Организаторами проекта стали московская галерея АСТИ и фонд «Грани».
Предваряет галерею работ Никифорова зал с серией черно-белых снимков времен перестройки, где он предстает живым и веселым, в кругу неофициальных художников Москвы, в Битцевском и Измайловском парках. Как рассказала на вернисаже искусствовед и представитель организаторов выставки Натэлла Войскунская, это поколение художников не фиксировало свою жизнь, у них не было биографов. В то время они могли поставить картины прямо в снег, что, к счастью, не сказалось на нанесенных на них красках. Но неправильно делать сейчас из них «праведников», хотя все они тогда жили очень тяжело, неустроенно. Их волновало не материальное обогащение, а духовное, внутреннее совершенствование.
Был ли автор знаком с творчеством Кандинского, не известно, но что-то общее у них есть
О своем творчестве Павел Никифоров говорил так: «Мое искусство не живопись и не графика в привычном понимании, а трансформация мысли в зрительный образ. Это – Работа. Иногда она оборачивается философским трактатом с эмоциональной подоплекой, иногда – тихим созерцанием… меня занимает конструкция мира… В основе конструкции – знак всех знаков: крест. В основе жизни – качающееся равновесие… Нельзя написать слов, не зная азбуки, и я изобретаю новую азбуку для нового языка».
По мнению заместителя директора НГХМ по научной работе Ирины Кузнецовой, общественное признание гениальности автора еще ждет нас впереди. Собранные в одном выставочном пространстве работы дают возможность проследить эволюцию его творчества. По воспоминаниям современников, зачастую автор не хотел делать подписи к своим полотнам и определять их формат – ограничивать какими-то рамками. Многие из них имеют единое название «Композиция», позволяя зрителю самому попытаться угадать замысел художника. Нельзя не заметить в картинах Никифорова «рукотворный» фон, которому Павел Иванович придавал особое значение, – это полноправный герой его работ, притягивающий внимание смотрящего, словно некое энергетическое поле.
Энергией и движением наполнены его работы
Кроме осмотра самой выставки в музее можно приобрести красочные альбомы «Павел Никифоров. Максимализм минимализма» и «Три жизни Павла Никифорова».
Выставка будет работать по 31 марта по адресу: Кремль, корпус 3. Справки по телефону 433-13-73.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото автора