Сексуальная Анна Каренина, «клюквенный» Ленин, анорексичный Безухов, Марлен Дитрих в роли Екатерины II… Попробовали бы они сделать это на Мосфильме!
Русская классика и история в интерпретации зарубежных кинематографистов — почти всегда угар и веселье. Пожалуй, права была моя бабушка, когда говорила: «Кока-кола с квашеной капустой не соединяются».
И действительно, на большинство зарубежных экранизаций Достоевского или Толстого без слез не взглянешь. Чего стоит только Генри Фонда в роли сексуального (!) Пьера Безухова. Или Джуд Лоу-Каренин (как, КАК от такого мужа можно было уйти по доброй воле!).
Можно ли сказать, что «русский след» на Западе — это почти всегда провал? Пожалуй, что так, но это провал с помпой: с актерами первой величины и миллионами, потраченными на пляшущих медведей, цыган и умопомрачительные декорации. За историей некоторых персонажей наблюдать особенно интересно: к ним кинематографисты возвращаются с завидной периодичностью, как бы стараясь перещеголять друг друга.
Собрали топ-5 персонажей русской литературы и истории, которым на экране повезло меньше всего.
Анна Каренина
Попытки пересказать историю трагической любви, закончившейся под колесами поезда, предпринимали еще в немом кино. Сначала с экрана томно закатывала глаза Жанна Дельвэ во французской версии фильма 1912 года. Потом ее сменила Бетти Нансен, (кстати, потом ее пригласили на роль Катюши Масловой в «Воскресении женщины»). Получилось у обеих плоско и неубедительно: образ Карениной не предполагает жеманности, а глубокую трагедию в коротких немых фильмах передать было практически невозможно.
Самой запоминающейся Карениной эпохи немого кино стала молодая Грета Ловиса Густафссон, которая войдет в историю уже звукового кинематографа под именем Греты Гарбо. Кстати, она сыграла Каренину целых два раза.
Фильм 1927 года под названием «Любовь» (достаточно фривольный пересказ любовной истории Анны и Вронского) еще и имел два разных финала. Трагический, с поездом и хардкором, — для проката в Европе. В Штатах показывали вариант с хэппи-эндом (стыд-то какой). А вот звуковая версия «Анны Карениной» 1935 года удостоилась звания лучшего зарубежного фильмом на Венецианском кинофестивале и до сих пор считается одной из лучших ролей Греты.
Мы уверены, что Толстой несколько раз перевернулся в гробу после аргентинской экранизации «Анны Карениной» сделанной Луисом Сезаром Амадори в 1958 году. Вот уж где истинная страсть — знакомство сексапильной Анны (Зулли Морено) и Вронского (Хорхе Мистраль) происходит на ипподроме. Зануду-Левина из фильма вырезали (он мешал страстям и сексапильности), а в самоубийстве Анны виновата злая свекровь. Еще и действие перенесено в 50-е годы XX века.
Если трэша в жизни действительно не хватает, а поплакать очень хочется, то просмотр казахстанско-французского фильма «Шуга» режиссера Дарежана Омирбаева — то, что доктор прописал. Красота поезда Астана – Алма-Ата, Вронский в болоньевой куртке и бессменное выражение лиц даже в условно любовных сценах. Сущее мучение, после которого хочется почитать книгу, чтобы успокоиться.
Распутин
Самого загадочного старца русской истории убили в 1916 году, а уже через год он появился на экранах в немой ленте «Падение Романовых». К сожалению, сам фильм, скорее всего, утерян, но современники с ужасом вспоминали, что Распутин (Эдвард Коннелли), очень интенсивно тряс бородой и выпучивал глаза, изображая одновременно и удивление, и страсть, и гнев. Впрочем, постер говорит сам за себя.
Главный шедевр распутиниады — «Распутин, безумный монах» Дона Шарпа. В 60-е годы фабрика ужасов «Hammer production» решила вдохнуть балалаечного размаха в производство своих кинолент и обратилась к русской истории. Главный мастеровой страшных гримас Кристофер Ли не стал слишком сильно заморачиваться над своим персонажем. От Дракулы этого Распутина отличает только рубашка. А в остальном — все в лучших традициях жанра: кетчупная кровь, оркестр похоронной музыки и крики несчастных.
Еще один привет в стиле «байки из склепа» — американский фэнтези-мультик на тему спасения одной из великих княжон «Анастасия». Лента не только заработала свои 140 миллионов в прокате, но и получила номинацию на Оскар за лучшую песню (да, это еще и мюзикл). Распутин здесь – злой дух, застрявший в чистилище, а главная его функция – сорвать планы княжны и не допустить хэппи-энда. Как и положено главному злодею в американских мультиках, он дружит с поразительно тупой летучей мышкой, смеется покруче Фантомаса, не делает маникюр и ни разу в жизни не показывался в барбершопе. В общем, попугать всю семью вместо телепузиков — сойдет. Тем более, что в русской версии Распутина озвучивает Александр Буйнов.
Пьер Безухов
Массивному увальню Пьеру в зарубежных экранизациях особенно не повезло: в фильмах от его книжного образа остаются только очки. В американской версии 1956 года Наташа Ростова (Одри Хепберн) ну никак не могла выйти замуж за робкого пухляка. Поэтому Безухова сыграл Генри Фонда. Впрочем, и сам роман сократили, так что линия Ростова–Болконский представлена в фильме скорее как второстепенная. С технической стороны фильм сделан блистательно — дорого, богато и масштабно. Если думать, что смотришь не экранизацию романа, а просто историю любви, то вполне себе занятие на вечерок.
Обидели беднягу Пьера и в телеверсии «Войны и мира» 2007 года. Лопоухий Александр Байер в ней очень худосочен. Сложно предположить, что перед нами не герой-любовник, а философ, задумавший убийство Наполеона. Спасает только сюртук.
Но настоящее самоварное золото спрятано в британском сериале 1972 года, где Пьера играет Энтони Хопкинс. Он похож попеременно то на Ганнибала Лектера, то на молодого Элтона Джона. Оторваться просто невозможно, но это совсем не Толстой. Тем более, что в роли Наташи Ростовой здесь Мораг Худ. Этой версии помогает разве что музыка Карла Дэвиса, того самого короля аранжировок к немым фильмам.
Ленин
Вождь мирового пролетариата имел не только грандиозные идеи, но и грандиозный узнаваемый типаж: маленький рост, лысину и фирменную картавость. Поэтому режиссеры думали, что сыграть его очень просто.
В начале тридцатых годов был очень популярен шпионский фильм Марка Кертиса «Британский агент» о нелегкой жизни в России перед революцией. Ленина сыграл актер русского происхождения Тенен Хольц. Фильм снят по мотивам воспоминаний британского дипломата Брюса Локхарта. Но голливудская фабрика развлечений сделала из трагического повествования о крахе империи красивую историю любви с погоней, стрельбой в вождя и волнительными обнимашками.
Поистине шедевральный Ленин (в плохом смысле) получился у Майкла Брайанта в фильме «Николай и Александра» 1971 года. В картине удивляет приблизительно все, как и обычно бывает с историческими голливудскими лентами, которые получили премию «Оскар».
Вождь здесь почему-то почти все время ходит, удерживая большие пальцы под мышками. Хотя, может быть, это серьезная метафора — после свержения царя руки вождя мирового пролетариата почему-то выпрямляются.
Этот фильм — вообще сокровищница клише о России. Угадайте, например, что в нем постоянно делают русские солдаты. Правильно, пляшут «казачок». Надежда Крупская утверждает, что погода в Сибири лучше, чем в Лондоне. В общем, безудержное веселье и развесистая клюква.
С идеями коммунизма в итоге как-то все замялось. Сегодня образ Владимира Ильича ушел в категорию мемов. В марте 1998 года вышла очередная серия «Симпсонов», где зомби-Ленин разбивает стекло гроба и выходит из мавзолея со словами «Долой капитализм!».
Екатерина II
Мимо императрицы с богатой биографией и чрезмерной любвеобильностью голливудская фабрика звезд пройти не могла. Такой сюжет! И любовь, и власть, и убийство ненавистного мужа!
В 1934 году на экраны вышла картина Джозефа фон Штернберга «Распутная императрица» с Марлен Дитрих в главной роли. Здесь действительно есть на что посмотреть. Чувствуется большой бюджет (900 000$ на тот момент). Прежде всего, это касается декораций, которые, правда, напоминают не Россию, а роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» — везде карлики, чудики, бедняки. Двери покоев императрицы почему-то больше похожи на иконостас, а сама великая императрица может, например, вдруг выдернуть из стога соломинку и пожевать ее. И весь фильм в этом духе. Ну, и сама Марлен Дитрих в костюме гусара или мехах — это что-то.
Еще одна умилительная Екатерина в исполнении молодой Кэтрин Зета-Джонс — «Екатерина Великая» (1996 год). Актрисе от императрицы осталось, пожалуй, только имя, а если из фильма вырезать любовные и эротические сцены, то останется минут 20–30 на краткую предысторию. Особенно поражает воображение момент, когда к императрице на аудиенцию приходит Пугачев (!) в костюме венецианского купца. Роли Орлова и Потемкина достались братьям МакГаннам, которые похожи между собой до степени смешения: настолько, что не всегда понятно, с кем сегодня ночует Зета-Джонс.