Представляя человека, оказавшего влияние на историю, воображение невольно рисует образ известного политика или гениального военного, художника или модельера. Но в 9 веке, в Андалусии (территория современной Испании), жил раб ставший одним из ярчайших людей своего времени.
Абу-ль-Хасан Али ибн Нафи, по прозвищу Зирьяб, был главным артистом Кордовы в 822 году. Он произвел революцию в средневековой музыке, образе жизни, моде, прическах, мебели и даже посуде. Он изменил то, как люди ели, общались и отдыхали.
Рожденный в 789 году нашей эры, Зирьяб был выдающейся личностью в исламской культуре, но до сих пор он остается практически неизвестным в европейской истории, несмотря на свою главную роль в создании основы для традиционной испанской музыки. Он был высокообразованным рабом из Северной Африки.
Зирьяб покинул Багдад во время правления аббасидского халифа аль-Мамота (умер в 833 году) и переехал в Кордову на юге Пиренейского полуострова, где был принят в качестве придворного музыканта при дворе Абд аль-Рахмана II династии Омейядов (822-852 гг.).
Его прозвище Зирьяб, переводится как «черная птица» на арабском языке, охотник за золотом или золотоискатель на персидском языке, и также он был известен как Паджаро Негро, что означает черный дрозд на испанском языке.
Зирьяб обосновался в Кордове в 822 году при дворе халифа Абд-аль-Рахмана II. Его прибытие совпало с новым импульсом, данным Абд аль-Рахманом II культурной жизни, что привело Андалусию к одному из ее основных периодов расцвета. В Кордове Зирьяб обрел процветание, признание своего искусства и беспрецедентную славу. Он стал придворным конферансье с ежемесячной зарплатой в 200 золотых динаров в дополнение ко многим привилегиям. Это дало ему прекрасную возможность освободить свой талант и творческий дух от любых границ. Он не только произвел революцию в музыке, но и внес значительные улучшения в образ жизни и моду.
В музыке он первым представил лютню (Al-U'd), которая впоследствии стала испанской гитарой.
Он был первым, кто предложил революционную идею сезонной смены одежды - не просто больше или меньше слоев, но различные стили, начиная с тенденции носить ярко окрашенные шелковые одежды для весны, чистую белую одежду летом и прекрасные меха и стеганые платья для зимнего холода. Он также предложил различную одежду для утра, дня и вечера.
Зирьяб, как известно, изобрел зубную пасту, которую он популяризировал по всей исламской Испании. Точные ингредиенты этой зубной пасты в настоящее время не известны, но, как сообщается, они были «функциональными и приятными на вкус». Он также представил дезодоранты для подмышек и «новые короткие прически, оставляющие шею, уши и брови свободными», а также популяризировал бритье для мужчин.
Зирьяб, экстраординарный гастроном, произвел революцию во всем этом. Он придумал еду из нескольких блюд, начинавших ужин с супа, затем подавалась закуску и наконец десерт. Обычай, который быстро завоевал популярность на Пиренейском полуострове, а затем распространился на остальную часть Европы и до сих пор используется во всем мире сегодня.
Он придумал много новых блюд, самым известным из которых было блюдо из спаржи. Кроме того, что еще более важно, он представил питьевое стекло из хрусталя вместо глиняной, медной, золотой или серебряной посуды, использовавшейся в то время.
Он знал более 10000 песен наизусть и был лучшим музыкантом и певцом своего времени. Зирьяб привез страстные песни, музыку и танцы Востока на Пиренейский полуостров, которые в последующие века под влиянием цыганских развлечений превратятся в знаменитое испанское фламенко.
Зирьяб произвел революцию во дворе Кордовы и сделал его стилистической столицей своего времени. Представляя новую одежду, стили, продукты, средства гигиены или музыку, он навсегда изменил культуру Андалузии.
Таков был вклад в историю одного раба, ставшего ярчайшей фигурой Иберии в 8 и 9 веках, а наследие, которое он оставил по-прежнему звучит на самых ярких фестивалях в Севилье, Кордобе и по всему миру.