Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

РОКЕРСКАЯ КРОВЬ - НЕ ВОДИЦА

Сколько лет существует рок-музыка, столько времени нашему обществу пытаются внушить, что рокеры - это вода на киселе, отщепенцы без роду и племени, не знающие ни отца, ни матери. Делается это специально, чтобы потом заявить, что рок не имеет никакой социальной значимости. Может быть, где-то на другом краю нашей планеты все так и есть. Однако у нас в стране большинство звезд рока – это дети родителей, которые известны своим нестандартным образом мышления, смелостью принятия решений, готовностью брать на себя ответственность. И то, что их дети пошли в рок-музыку, это – привычка к активной жизненной позиции, которую в них воспитали родители.

Стас Намин
Стас Намин

Отец СТАСА НАМИНА - Алексей Анастасович Микоян - был военным летчиком, сбившим немало вражеских самолетов в Великую Отечественную Войну.

Дед Стаса Намина - Анастас Иванович Микоян - был известным политическим деятелем, членом Политбюро ЦК КПСС с 1935 по 1966 год, в 60-е годы - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Брат деда - Артем Иванович Микоян - был создателем и конструктором советских военных самолетов МИГ, на которых летал его отец.

Стаса воспитывала мать Нами Артемьевна Микоян, с детства приобщая сына к музыке. В доме бывали Д.Шостакович, А.Хачатурян, Л.Коган, А.Шнитке, Г.Канчели и другие известные музыканты и деятели искусства, а первым учителем музыки Стаса был композитор Арно Бабаджанян.

В 1957 году шестилетний Стас поступил в московскую среднюю школу, а через четыре года, по настоянию отца стал курсантом Московского Суворовского военного училища. Там, впервые услышав The Beatles и Rolling Stones, он увлекся рок-музыкой и начал всерьез ею заниматься. В 1965 году он создал группу, которая получила название «Политбюро», потому что в нее кроме самого Стаса и его брата Алика Микояна вошли дети других известных советских партийных деятелей - Георгий Орджоникидзе, Александр Цейтлин, Владимир Уборевич, за барабанами сидел Борис Багрычев, в дальнейшем барабанщик групп «Аракс» и «Круиз». Репетировала группа в Красном уголке Дома на Набережной. Разумеется, под оригинальным названием группе вступать не разрешили, и она выходила на сцену под псевдонимом «Менестрели».

В 70-х годах Стас Намин собрал одну из самых ярких советских рок-групп – «Цветы».

* * *

Среди рок-музыкантов очень много детей военных. Отец поэтессы Маргариты Пушкиной — лётчик-бомбардировщик, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза Анатолий Иванович Пушкин. Он с боями прошел китайскую кампанию 1938 года, участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов. Во время одного из боевых вылетов в Китае самолёт Пушкина был подбит, и ему пришлось произвести посадку в горах без шасси. А потом была война Отечественная, которую Анатолий Иванович закончил в Берлине. В послевоенные годы генерал-лейтенант А.И.Пушкин был командующим ВВС Южной группы войск.

«У меня в семье никогда не было так называемого конфликта поколений, - рассказывает Маргарита. - Я даже не могла красиво уйти из дома, как уходили хиппи, - в этом просто не было необходимости. Мама для всех моих друзей жарила котлеты, папа отдал свои военные ботинки какому-то босоногому. Градский щеголял в ту пору в папкином шитом золотом генеральском мундире, потому что ему носить было нечего. Вовка Полонский, ударник Градского, ходил в полевой форме, тоже генеральской, с дубовыми листочками. Все, кто приходил в наш дом, получали кров, питание и... понимание. Папе говорили, что его дочка ходит босиком, он отвечал: «Пусть ходит! Пластинки слушает? Пусть слушает: музыка - она и есть музыка...»

А для Леньки Савкина, солиста группы «Русь», мой папа привёз из Будапешта, где он служил, чешскую гитару «Иолана». Я хорошо себе представляю, как мой папа-генерал поехал со своим адъютантом за покупкой в центр Будапешта в музыкальный магазин, сверкая погонами и лампасами...»

Своему отцу Маргарита Пушкина посвятила песню «Тысяча сто», которую исполнила группа «Ария».

Маргарита Пушкина
Маргарита Пушкина

* * *

Интересно, что отец солиста группы «Круиз» Александра Монина - Владимир Дмитриевич Монин - служил в Венгрии под командованием отца Маргариты Пушкиной.

За участие в Венгерских событиях 1956 года Владимир Дмитриевич был награжден Орденом Красной Звезды. Фактически он тогда предотвратил разрушение Будапешта в ходе военных действий. Вот что об этом рассказывает сам полковник В.Д.Монин: «Второй штурм Будапешта. Основная группа восставших засела в Госбанке. И как их там взять? Там же 10-метровые стены! И тогда командование приняло решение поднять самолет с напалмовыми бомбами. И я со своим ведомым его сопровождал. Мы летели над Будапештом, и я говорю летчику этого бомбардировщика: «Подожди, я полечу вниз, посмотрю, что там и как, разведку сделаю!» Пронесся между мостами и домами: да куда там бомбить! Вот наши, а через 15 метров – восставшие. Наши вплотную этот Госбанк уже окружали. Ахнешь бомбой - побьешь своих. И я, как сопровождающий, принял решение и сообщил на командный пункт, что бомбить нельзя, потому что наших больше поляжет, чем мятежников. Произвели посадку, думаем: накажут нас сейчас, ведь приказ-то не выполнен. А меня взяли и наградили Орденом Красной Звезды! С формулировкой «за правильно принятое решение»…»

В 1970-е годы отец горячо поддержал увлечение сына ритмами рока. А когда сын, уже будучи солистом ВИА «Молодые голоса», обратился к отцу с просьбой помочь с реквизитом для музыкального спектакля «Звездный скиталец», то полковник В.Д. Монин, возглавлявший тогда волгоградский учебный авиационный центр при ДОСААФ, снабдил его ансамбль грудой списанного летного имущества, в основном – парашютами и прожекторами,

«Я был на руководящей работе в Волгограде и ходил из дома пешком, - вспоминает Владимир Дмитриевич, - и как раз самый разгар славы группы «Круиз», в 1980-е годы, иду я через Центральную площадь, как вдруг по радио зазвучала песня «Крутится волчок». И такая гордость меня охватила: ведь это мой сын поет!»

Александр Монин
Александр Монин

* * *

Военным был и отец Сергея и Егора (Игоря) Летовых - Федор Дмитриевич Летов. Он служил в Семипалатинске, когда там проходили испытания советской атомной бомбы.

«Родители и бабушка неоднократно наблюдали грибовидное облако, -вспоминает Сергей Летов. – После испытаний военные ходили по домам и требовали, чтобы овощи до прохождения осадков убрали с огородов. Зеленые помидоры на газетах лежали под кроватью, и бабушка ворчала и сокрушалась, не понимая, что такое радиация и каковы могут быть ее последствия. Запрет на испытания термоядерного оружия в атмосфере был введен лишь за месяц до моего рождения…»

Сергей  и Егор Летовы
Сергей и Егор Летовы

* * *

Певческая карьера замечательной питерской певицы Марины Капуро началась в… 6 лет. И это не удивительно, ведь ее бабушка работала на Ленинградском телевидении, Она и позвала внучку принять участие в детской передаче, где Марина пела песенку:

«Поплывет пароход в море-океан,

Поведет пароход смелый капитан…»

Песенка была вполне знаковая, так как дед певицы Ануфрий Филиппович Капуро был капитаном 3-го ранга и всю войну прослужил на Балтике, командуя боевым кораблем.

Отец Марины – известный питерский художник, а мама - экскурсовод, она работала в Городском экскурсионном бюро, показывала Питер гостям и друзьям города.

Кстати, именно мама Марины сочинила слова для кавер-версии песни группы АВВА «Happy New Year», которую прозвучала в программе «Утренняя почта» в 1985 году:

«Песня, как птица, и душа ее чиста,

Вместе с ней в каждый дом пусть приходит доброта!

Светлый мир сохранится, наши сбудутся мечты!

И с тобой мы споем эту песню: я и ты!..»

После этого на всех концертах фолк-рок-группы «Яблоко», в которой пела Марина, публика самозабвенно кричала: «Happy New Year» давай!», ведь популярность у группы АВВА была в нашей стране поистине всенародная.

Марина Капуро
Марина Капуро

* * *

Андрей Владимирович Тропилло - легендарный питерский продюсер и звукорежиссер, основатель знаменитой студии «АнТроп», на которой записывались «Аквариум» и «Зоопарк», «Кино» и «Алиса». А его отец Владимир Андреевич Тропилло – известный ученый, который в 1932 году вместе с коллегами создал первый в СССР радиолокатор. Несмотря на успех, еще до войны он был репрессирован за то, что не донес на товарища. Во время Великой Отечественной войны Владимир Андреевич воевал на Ленинградском фронте. После войны преподавал в Академии военно-воздушных сил.

Понятно, что любовь в технике передалась Андрею Тропилло вместе с генами отца, а вот жажда музыки досталась ему от мамы, которая училась в консерватории по классу фортепиано, но из-за войны не смогла ее окончить, так как ушла добровольцем на фронт. Сын реализовал то, что не успела сделать мать.

Тягу к творчеству Андрей получил и с генами бабушки - детской писательницы Антонины Григорьевны Голубевой. Наверняка многие в школьные годы читали ее книгу «Мальчик из Уржума», в которой рассказывается про детство Сергея Мироновича Кирова. Это была отважная, решительная женщина, преданная своему городу, ведь всю блокаду она находилась в Ленинграде, будучи главным редактором журнала «Звезда». Все эти душевные качества присутствуют и в продюсерском таланте Андрея Владимировича Тропилло.

* * *

Немногие, к сожалению, сегодня помнят героев 1980-х - рок-группу «Нюанс». А ведь было время, когда сам Питер Гэбриел мечтал стать продюсером этих музыкантов, настолько интересны были и музыка, и шоу, которые они показывали на сцене. Особенно запомнился своим бесстрашием клавишник группы АНДРЕЙ ШМЫГОВ, который во время гитарного проигрыша в песне «Стулья» влезал на порталы, перепрыгивал с них на бельэтаж и, подтягиваясь на руках, пробирался по верхнему ярусу до середины зрительского зала, затем прыгал вниз и обратно на сцену мчался по спинкам кресел. Однажды «Нюанс» приехал на гастроли в Навои, где было запланировано целых восемь концертов, но надо же было тому случиться, что во время третьего концерта Шмыгов, когда бежал на сцену по спинкам кресел, наступил на плечо первому секретарю местного горкома КПСС. В тот же вечер «Нюанс» посадили в самолет и отправили в Москву восвояси.

Вот что Андрей Шмыгов рассказывает о своих предках:

«Мой дед по материнской линии - академик Андрей Анатольевич Бочвар. Он - специалист по урану, входил в группу Курчатова, бомбу ядерную делал. А вот заводы по обогащению урана - это его самостоятельное детище. Его именем названа улица в Москве, ведущая от метро Щукинская в Строгино, недалеко от которой я и живу. На Тверской улице висит мемориальная доска его памяти.

Мой прадед Отто Кёстнер, из прибалтийских немцев, участвовал в комиссии, которая выясняла причины крушения поезда, в котором ехал Николай II, и эта комиссия выяснила, что это был просто несчастный случай, а не террористический акт. Отто Кёстнер был доктором наук и проректором Императорского Технического Университета (ИТУ), позже - МВТУ, который закончили и моя мать, и я сам.

А жена Отто Кёстнера была племянницей человека, которого все знают из школьных учебников, - Николай Добролюбова. Его брат, мой прапрадед был скромным московским священником, который умер в 1962 году, во время чумы, заразившись, отпевая умерших. А у него было три дочери, и Священный Синод положил им пенсию, поскольку их отец, так сказать, сгорел на работе. Мои прабабушки были весьма состоятельными московскими барышнями, и на одной из них женился прибалтийский немец Отто Кёстнер...»

Разумеется, вопрос о том, мог ли потомок непримиримого критика самодержавия Николая Добролюбова уклониться от рок-н-ролла, звучит риторически...

* * *

ВАЛЕРИЙ СКОРОДЕД, лидер группы «Монгол Шуудан», стал основателем музыкального стиля, получившего название «анархический рок». Это - панк-рок, настоянный на анархической идее времен гражданской войны. Многие любители рока считают, что в песнях «Монгол Шууда» наиболее полно проявился свободолюбивый дух рок-н-ролла. Однако всегда стоял вопрос: почему горожанин Скородед стал писать песни на такую тему, как ему удается так точно воспроизводить поэтику русских степей? На самом деле здесь все предельно просто: это - память крови. Скородед рассказывал, что его прадедом был белогвардейский генерал Мамонтов:

«Когда красные отряды вошли в Евпаторию, Мамонтов не успел вывезти оттуда свою семью, и многие тут же стали на них указывать пальцем. Жена Мамонтова была очень красивой женщиной и красный командир Траско - в Евпатории до сих пор сохранилась мемориальная доска в его честь, - влюбился в нее и, чтобы спасти ее от возможных репрессий, предложил выйти за него замуж. Она согласилась. Через какое-то время Мамонтов тайно пробрался в Евпаторию и позвал ее бежать с ним: их где-то там должна была ждать то ли машина, то ли лошади. Но прабабушка отказалась, так как у нее на руках было трое малолетних детей. Вот одним из них и была моя бабушка Зоя. А моя мама - ее дочка. А я, значит, прямой потомок генерала Мамонтова».

Так, выбирая между красной и белой стороной, Скородед нашел третий путь, рокерский.

* * *

Широкой публике не очень известна хэви-металлическая группа «Мафия», однако московские поклонники тяжелого металла обожают эту команду и ее лидера Юрия ЗАБЕЛЛО. Интересно, что предкам Юрия посвящена целая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Оказывается, лидер рок-группы «Мафия» происходит из старинного малороссийского рода, основанного еще в XVII веке. Его родоначальник Петр Михайлович Забела был администратором королевских имений в борзежском повете (левобережная Украина), во время восстания Богдана Хмельницкого против польских панов примкнул к казакам. В 1665 году Петр Михайлович получил чин генерального судьи, а в последствии - высший после гетмана чин генерального обозного. Его внук Иван был генеральным хорунжим (1713 - 1733).

Вообще род Забелло - это, в основном, артиллеристы, в наше время - ракетчики. Но в энциклопедии можно найти статью и о Викторе Николаевиче Забелло - малороссийском поэте, известном, во-первых, своею дружбою с Т.Г.Шевченко, а во-вторых, тем, что некоторые из его украинских песен «Гуде витеръ вельми въ поле», «Не щебечи соловейко» и некоторые другие были положены М.И.Глинкой на музыку.

Также известен Пармен Петрович Забелло - скульптор. Из исполненных им работ достойны внимания статуя А.С.Пушкина в Александровском лицее в Санкт-Петербурге и статуя императора Александра II, которая ранее находилась в здании петербургского окружного суда.

Юрий Забелло продолжает традицию художников в этом старом русском роде.

***

Лидер группы «Электросудорожная терапия» Жан Сагадеев поначалу не собирался становиться рок-музыкантом. Он хотел идти по пути своего отца Артура Владимировича Сагадеева, доктора наук, специалиста по арабо-мусульманской философии, много читал специальной литературы, изучал арабский язык и даже готовился к поступлению в Институт Стран Азии и Африки (ИСАА). Но в таком отдаленном московском районе, как Бибирево, участие в рок-группе являлось для подростка статусным моментом и избавляло от кучи проблем: музыкантов у нас традиционно не били. Это и стало одной из причин, по которым несколько одноклассников во главе с Жаном создали свою рок-группу. Показавшись на публике во время рок-лабораторского Фестиваля надежд в феврале 1988 года, «Электросудорожная терапия» моментально влюбила в себя многих болельщиков тяжелого металла. Интересно, что особый успех и поддержку «Электросудорожная терапия» получила в академической среде, где многие знали и любили отца Жана Сагадеева.

***

Возможно, прочитав эти заметки, читатель теперь перебирает имена самых экстравагантных рок-музыкантов. Кто, например, родители лидера группы «Коррозия металла» Сергея Троицкого, более известного, как ПАУК? Его отец - профессор Евгений Сергеевич Троицкий, доктор философских наук, президент Ассоциации по комплексному изучению русской нации, автор многих статей и книг, посвященных возрождению Русской идеи. А занялся Евгений Сергеевич этим трудом потому, что согласно семейной легенде в начале рода Троицких находится тот самый звонарь, что созывал воинов на Куликово поле.

Никаких случайностей здесь нет: звездами российской рок-музыки всегда становились люди, которых еще в семье приучили к ответственности, привили чувство патриотизма и научили наслаждаться поиском неведомого, некоей terra incognito. Можно даже сказать, что лидерство на рок-сцене – это реализация неких моральных качеств и духовных установок, которые музыкант получил именно в семье. Наши рокеры – вовсе не хулиганы. Выходя на рок-сцену, они таким образом продолжают семейные традиции.