Найти тему
Carbon.technology

Свинцовый КрАЗ для Чернобыля! Сколько он весил!?

Кременчугский завод, основанный в 1945 году претерпел множество изменений за свою историю. Начинал завод с мостовых конструкций, позже перешел на производство сельскохозяйственной техники, а в 1959 году и вовсе стал производить тяжелые грузовики. Первым, из которых стал КрАЗ-222.

-2

Можно сказать, что предприятие нашло свою нишу и полностью сосредоточилось на производстве грузовиков. Благодаря высококлассным инженерам, заводу удалось разработать линейку удачных автомобилей, зарекомендовавших себя с хорошей стороны на всей территории СССР.

Поэтому, когда в 1986 году в стране произошла техногенная катастрофа мирового масштаба, руководство страны обратилось за помощью к Кременчугскому автомобильному заводу (КрАЗ).

Перед ведущими конструкторами предприятия была поставлена необычайно сложная задача: «В кратчайшие сроки разработать автомобиль способный работать в зоне высокого радиационного фона». Главным конструктором автомобиля-ликвидатора был назначен Виктор Холявко.

-3

Поскольку автомобиль предназначался для вывоза радиоактивных обломков четвертого энергоблока ЧАЭС, от него требовалась максимальная надежность и простота. По этим причинам за основу был взят проверенный КрАЗ-256Б1.

Остро встал вопрос о защите водителя. Обобщенной решение появилось сразу – поместить водителя в герметичную свинцовую капсулу. А вот над реализацией пришлось попотеть, так как одним из условий заказчика была маскировка грузовика под серийный.

Для этого попробовали поставить поверх свинцовой капсулы серийную кабину без пола, но столкнулись с проблемой при монтаже фильтровентиляционной установки. Установка ФВУА-100Н требовала серьезных доработок штатной кабины, а, следовательно, затягивало постройку грузовика. После долгих дискуссий маскировкой пожертвовали, ради скорейшей сборки автомобиля.

Попытка замаскировать капсулу.
Попытка замаскировать капсулу.

Капсулу изготавливали из слоеных панелей, наружные слои из 3 мм стали, а внутренний слой из свинца (30 мм на полу, 25 мм на боковых стенках и 12 мм на крыше). Свинец свозили со всех окрестных предприятий + 60 тонная партия свинца из Казахстана. Для остекления использовалось специальное стекло толщиной 75 мм. Из-за задержки поставок стекла первые 8 машин не имели боковых окон.

Вес кабины составил более 3 тонн (общий вес около 15 тонн) и неравномерно нагружал подвеску. Для этого пришлось усилить левый лонжерон, левую переднюю рессору и ввести в конструкцию автомобиля специальный подрамник. Большинство механических приводов машины были заменяны на пневматические и гидравлические, фильтрующая воздух установка работала от генератора, а при поломке могла работать от дополнительных аккумуляторов.

Капсула водителя
Капсула водителя

Первый автомобиль выехал из цеха 10 июля и обкатывался по местности. Виктор Холявко вспоминает: «Автомобиль КрАЗ-256-030 своим ходом выехал с завода. Мы никак не могли привыкнуть к тому, что кабина внутри небольшая, да и окно только одно – спереди. Обзор по сторонам – только по зеркалам. Зеркала ставили по 4 штуки на автомобиль (2 – для заднего обзора, 2 – для бокового), все они полусферические. Был непривычен сильный гул – это шумел воздух, нагнетаемый фильтровентиляционной установкой внутрь капсулы. Проехали по шоссе через село Песчаное (под Кременчугом) и в центре села, свернув с трассы, выехали на его западную окраину, где «чернобыльский» автомобиль вывели на кочковатый луг, заросший травой. Наши сомнения о проходимости автомобиля (хотя и без груза, но с утяжелённым «передком») рассеялись – автомобиль уверенно двигался по лугу, в низких местах которого сквозь траву проблескивала вода. Ездили с закрытой дверью капсулы, двигались и передним, и задним ходом, имитировали подъезд к экскаватору, в роли которого выступала одинокая верба. После одной-двух проб мы быстро освоились. Управление автомобилем не вызывало проблем даже при маневрировании задним ходом. Ориентировались только по зеркалам».

-6

Всего было выпущено 18 самосвалов-ликвидаторов. Последний из которых был сдан всего через месяц после получения задания. Завод трудился в 3 смены, все рабочие понимали насколько это важная и ответственная работа.

Большое спасибо за дочитывание! Если статья была интересной, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. P.S. Может вы не знали, но в СССР была авария с выбросом радиации больше чем на ЧАЭС. Тут статья об этом.