В Госдуме ведут жаркие дебаты о том, как усмирить СМИ, чтобы прекратить поток откровенно фейковых новостей. Поводом стала ложная публикация о якобы очередном жестком законопроекте для автомобилистов — именно такие вызывают большой общественный шум.
Госдума запретит покупать машину без гаража, в Госдуме предложили жестче наказывать за использование гаджетов за рулем, платная парковка будет даже в подъезде, автомобилистов заставят каждый день сдавать флюорографию, за превышение скорости будут отправлять на поселение в тайгу — да что там, просто у автовладельцев отнимут машины и заставят ездить на лошадях. Ежедневный информационный поток по поводу автомобильного законодательства такой бурный, что разобраться, где уже принятое нововведение, где только инициатива, а где откровенный фейк, совсем непросто. Последняя «утка» от СМИ по поводу запрета покупать машину без собственного или арендованного гаража и обеспокоила депутатов. Нас не очень волнует репутация Госдумы, так как фейковые новости вредят прежде всего гражданам. Разберем, что часто делают журналисты в погоне за скандальными темами.
Громкие заголовки
Пресса действительно часто злоупотребляет способами преподнесения информации об изменении законодательства по личному автотранспорту — эти темы всегда привлекают много внимания социально активной группы граждан в лице автовладельцев. Самый безобидный и распространенный пример — объявление как о принятом решении и вступившем в силу законе, когда речь идет только об первом чтении законопроекта, об инициативе отдельного депутата или фракции или даже о предположениях, высказанных вслух.
Например, сегодня некоторые издания вышли с угрожающими заголовками о том, что штраф за использование смартфонов за рулем планируется увеличить до 5000 рублей. Однако на деле новость состоит в том, что депутат Вячеслав Лысаков просто высказался о том, что неплохо бы ужесточить наказание. «Я штрафы за разговоры по телефону максимально увеличил бы, до 5 тыс. рублей. И не только за разговоры, а за любые действия с любым гаджетом. За это надо наказывать, это опасно», — сказал депутат, известный своей активностью и многословием. О законопроекте или даже предложении речи пока не идет.
Забытые инициативы
Есть и менее вызывающие ситуации. Например, законопроект составляют и даже вносят на рассмотрение, но до реальных обсуждений в Госдуме он не доходит. Однако уже на первых этапах потенциальное нововведение или изменение в КоАП и ПДД преподносят в прессе как уже свершившийся факт или принятый в ближайшем будущем. Затем обсуждение в СМИ просто затихает без опровержений или уточнений, что законопроект не принят. В результате создается путаница, водители не могут разобраться, то ли уже повысили штраф и ввели новое наказание, то ли все осталось по‑старому.
Откровенные «утки»
Хуже всего — откровенные выдумки. Собственно, субботняя публикация в уральском издании Ura.ru, в которой говорилось о скандальной инициативе о запрете покупки машины без наличия парковочного места, и вызвала сегодняшнее обсуждение в ГД о вредной тактике СМИ. Издание как будто просто выдумала инфоповод, сославший в тексте на неназванный источник в Думе. Неназванный источник — это очень удобно: звучит экспертно, проверить невозможно. Новость вызывала бурную реакцию в Сети, которая дошла и до законодателей — они в свою очередь поспешили опровергнуть информацию. Ura.ru получило приток читателей и цитируемость в других изданиях. Только вот высока вероятность, что о том, что новость фейковая, узнало меньше людей, чем изначально прочитали и услышали, тем более что информация продолжает с задержкой транслироваться дальше.
Чем это плохо для нас
От неразберихи страдаем прежде всего мы — граждане. И не только потому, что fake news «травмируют наших граждан, напряжение создают, настроение портят», как считает Председатель ГД Вячеслав Володин. Но и потому, что при постоянном потоке информации, в котором перемешана ложь и правда, порой трудно заметить действительно важные, влияющие на нашу жизнь законодательные события. Принятые законы, ухудшающие жизнь автомобилистов, часто оказываются в центре внимания тогда, когда уже поздно выступать против. Та же новость про запрет покупки машины без гаража сейчас потеряет остроту, однако законодатели могут вернуться к ней через пару лет, как уже было со штрафом за превышение на 10 км/ч или расширением зоны платной парковки. Только из-за поднявшегося на днях хайпа без повода настоящее событие может пройти незамеченным — как в притче про мальчика-пастуха и волков.
Автор: Светлана Алеева 4R.ru
Проверьте, не запутались ли вы еще в действующих штрафах и нововведениях, в тестах:
-Знаете ли вы наказания и штрафы за редкие нарушения ПДД?
-Знаете ли вы все хитрости парковки в Москве?
-Знаете ли вы про вафельницу и правильный проезд перекрестков?