Найти тему

Танец глазами фотографа

Нир Ариели начинал свою карьеру как военный фотограф. Возможно, именно эти навыки – предельная внимательность, умение ловить момент, а не создавать его, – позволяют ему делать столь точные и тонкие портреты танцоров. Сегодня Нир Ариели– известный танцевальный фотограф, получивший большое количество премий и званий, а его выставки проходят по всему миру и всегда радуют его почитателей. Мы решили расспросить его о тонкостях работы с танцевальными фотографиями.

WLD: Нир, почему вы стали танцевальным фотографом? Какое ваше личное отношение к хореографии?

N.A.: Мой брат Тал — потрясающий танцор. Когда я учился в SVA, он был студентом в Juilliard и познакомил меня со своими друзьями-танцорами и их выступлениями. Тогда я понял, что танец меня завораживает, хотя я сам не танцую, даже на вечеринках. Я восхищаюсь артистами балета, ведь они творят что-то невозможное! Мне кажется, они обладают сверхсилой.

WLD: В интервью вы часто говорите, что танцы и фотография являются для вас невероятно страстным увлечением. Можете объяснить, почему?

N.A.: Для меня фотография — это инструмент общения. Я интроверт, и если бы не фотография, я бы никогда не познакомился и не подружился с великолепными исполнителями. Когда я служил в израильской армии и фотографировал для журнала IDF, меня каждый день отправляли снимать совершенно разных людей. Сейчас я работаю по-другому, но мы говорим с артистами на одном языке.

Я часто работаю с танцорами в статике, но мне кажется, что движение внутри них не прекращается ни на минуту, даже когда они позируют для портрета.

Отличное знание своего тела, манера позировать, движения во время съемки и то, как они реагируют на мои советы,— явное тому доказательство. В то же время, работая с людьми, не связанными с танцами, я продолжаю искать в них чувственность, ведь она присуща каждому человеку. Это правило, которому я следую на протяжении многих лет, еще с тех пор, как я фотографировал очень сильных молодых солдат в армии.

-2

WLD: На ваших фотографиях часто можно увидеть безмолвных, но в то же время живых людей, они бледны, но зритель видит, как они дышат. Каким образом вы получаете такой эффект? Какое впечатление хотите произвести на аудиторию?

N.A.: Спасибо за комплимент. В процессе работы я веду себя так, как хочу, чтобы мои клиенты проявляли себя. Я всегда старюсь быть мягким во время фотосессий, я ведь тоже очень восприимчив, но и уверен в себе, поэтому вселяю в них уверенность. Надеюсь, артисты мне доверяют.

Не могу сказать, что преследую какую-то определенную цель. Нет, я просто хочу получить своего рода ответ от аудитории, чтобы фотография была достойна того, чтобы остановить на ней взгляд на какое-то время. У всех ведь разные эмоции. Но конечно, меня очень трогает, когда кто-то описывает именно те же чувства, что и у меня. Хочется верить, что мои работы нравятся и любителям.

-3

WLD: Отличается ли работа с танцорами от работы с профессиональными моделями?

N.A.: У танцоров есть все, что требуется фотографу для съемки. Это жесткая трудовая дисциплина и огромное желание участвовать в творческом процессе. С одной стороны, они реагируют на указания, а с другой стороны, вносят что-то личное, имея полную свободу действий.

WLD: Вы предпочитаете работать только с артистами современного танца? Что, если завтра предстоит съемка с танцорами танго или фламенко?

N.A.: Вообще, я предпочитаю современные танцы, потому что имею к ним непосредственное отношение. Мне так нравится, когда все чувства и идеи можно показать с помощью своего тела, а не просто технически идеально исполнить программу. Красота —это важная составляющая моего творчества, я вкладываю ее в каждую свою работу.

Напомню, что я не танцор и не хореограф, а потому общаюсь с ними абстрактными и порой даже туманными фразами. Но ведь именно так танцоры контемпорари и привыкли работать. Я пробовал работать и с танцорами классической хореографии, мне понравилось. Но с ними нужно очень постараться, чтобы они перестали обращать внимание исключительно на техническую сторону процесса.

WLD: Не нужно быть профессионалом, чтобы заметить акцент на глаза в ваших работах.

N.A.: Действительно, глаза являются отправной точкой и направляющей силой в моих портретных работах. Я слежу за взглядом, мне кажется, что изменение направления взгляда меняет и настроение самого портрета. У меня единая техника работы с танцорами и обычными людьми, для меня нет никакой разницы в этом смысле.

-4

WLD: В чем основная трудность при работе с танцорами и на что бы вы порекомендовали обратить особое внимание начинающим фотографам?

N.A.: Ничего себе, мне впервые задают такой вопрос! Скорее всего, никто не думает о том, что могут возникнуть какие-то трудности при работе с танцорами. Мне очень нравится с ними работать, и я считаю, что мне очень повезло. В моем новом проекте я буду фотографировать балетную труппу, и по своему опыту знаю, будет не так легко. Ведь это своего рода бизнес, а потому обязательно будут формальности и подготовка производственного процесса.

Начинающим фотографам я бы посоветовал больше времени уделять изучению самого танца, ведь это такой огромный и интересный мир! Я знаю много фотографов, которые работают с танцорами поверхностно, только в физическом и техническом плане. В результате получаются обычные фотографии. Великие артисты являются великими мыслителями, и если вы действительно в них заинтересованы, вы должны им показать, что вам нравится их сфера деятельности, позвольте им выразить себя во время фотосессии.

-5

WLD: В 2013-м вы были выбраны журналом Next как один из талантов, на которых обязательно нужно посмотреть. Что эти награды и титулы значат для вас? Могут ли они как-то способствовать росту карьеры или наоборот — испортить талант?

N.A.: На самом деле мне нужно больше уделять внимания заявкам на получение грантов и признания публики, но каждый раз, когда приходится заполнять какой-то документ, мне кажется, что творческий огонь во мне гаснет, я не силен в административной работе. Признания на разных конкурсах и награды мне очень приятны, но они не влияют на карьеру так, как может повлиять кропотливая работа и страсть художника. И я всегда анализирую, что у меня не получилось в прошлый раз, после чего результат работы всегда становится лучше.

WLD: Среди ваших клиентов есть различные организации, например, The People Movers Dance Company. В чем заключается работа танцевального фотографа с крупными компаниями?

N.A.: Я стараюсь работать с людьми, которые, на мой взгляд, находятся на своем месте и верят в свой успех. И когда я вижу большой потенциал для их творчества и лично для меня, мы работаем. Я очень верю в союз профессионалов, которые всегда поддерживают друг друга. Каждый раз, когда мы объединяем усилия, для меня это как огромные инвестиции.У молодых компаний бюджеты ограничены, поэтому мы концентрируемся на идеях, а это уже влияет на выбор площадки и оборудования для съемок. Мы редко заключаем контракт, в основном подписываем соглашение о том, как артисты распорядятся своими снимками (обычно они могут использовать их для рекламы в прессе или на своих сайтах). Но их свобода в творчестве безгранична.

Когда я работаю с крупными танцевальными организациями, например Juilliard school или Alvin Ailey school, они всегда хотят, чтобы в ходе работы были обозначены границы их творчества. В этом отношении интересно работать с небольшими танцевальными компаниями: мы ведем открытый творческий диалог, где нет места эгоизму. Мы уважаем работу друг друга и стараемся оправдать надежды.

-6

WLD: Есть ли у вас любимая фотография, которую вы бы повесили в своей комнате?

NA: Каждый проект очень дорог для меня. Самые любимые фотографии — это те, которые не очень популярны у публики, а я нахожу их потрясающими, это фотографии «на грани». Обычно хороший проект получается тогда, когда фотографа что-то особенно волнует. Поэтому для меня самым запоминающимся стал снимок во время съемок труппы Batsheva в Израиле. Я давно мечтал поработать с ними, и результат превзошел все мои ожидания.

-7

WLD: Какой из ваших проектов вдохновляет вас больше всего? Какие планы вы себе рисуете в ближайшем будущем?

NA: Я не знаю, является ли этот проект самым вдохновляющим, но Tension — это мой первый проект о танце, и он стал для меня ключевым, когда я наконец понял, что фотография фиксирует один момент из жизни, а танец состоит из множества таких моментов. Я создал язык, с помощью которого на фотографии я могу изобразить танец!

С тех пор мир танца и танцоров, с которыми я познакомился, стал неотъемлемой частью моей работы. Думаю, я буду продолжать заниматься танцевальной фотографией, ведь у меня есть мечта — опубликовать книгу, в которой будут все мои проекты, а танец будет представлен с разных визуальных точек зрения.

Фото: Нир Ариели