Основная задача «Круга благотворителей» – собрать людей вместе, познакомить их с социальными инициативами и дать возможность выбрать какой проект и какой суммой поддержать.
Технология проведения «Круга благотворителей» понятна и проста в применении. Однако есть несколько важных принципов, которые необходимо соблюдать. Директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова рассказывает, как правильно организовать мероприятие и собрать необходимую сумму.
ПОДГОТОВКА
ШАГ ПЕРВЫЙ: КОГО ПОЗВАТЬ НА «КРУГ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»
Участниками «Круга благотворителей» совершенно не обязательно должны быть состоятельные и известные личности, а сумма пожертвований может не превышать нескольких сотен рублей. Однако важно, чтобы люди изначально знали, что на этом мероприятии им придется расстаться пусть и с незначительной суммой денег. Об этом благотворителей необходимо предупредить заранее.
«У любой организации есть партнёры, с кем они сотрудничают в рамках проектов. И это не обязательно должны быть крупные бизнесмены и начальники отделов. Это могут быть просто специалисты или менеджеры. Вокруг нас огромное количество людей, которые готовы стать благотворителями, просто их никто никогда в это не вовлекал. Наша задача – пригласить этих людей и сформировать этот круг благотворителей. Идея в том, чтобы эти люди приходили к вам снова и приводили друзей», – объясняет Марина Михайлова.
Сумма пожертвований от одного человека может варьироваться в пределах 1 000 рублей, если мероприятие проходит в крупном городе. В маленьких городах и сёлах это может быть 100 рублей. Так, например, на «Круге благотворителей» в Архангельске минимальное пожертвование составляло 500 рублей.
ШАГ ВТОРОЙ: КАК ВЫБРАТЬ ПРОЕКТЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В «КРУГЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»
Отбор проектов начинается за несколько месяцев до планируемой даты мероприятия. По словам Марины Михайловой, правильнее всего отбирать инициативы на конкурсной основе. При этом проекты должны соответствовать специальным требованиям, в частности быть конкретными и понятными обществу.
«На один круг благотворителей лучше представить разные по тематикам проекты, чтобы те, кто пришел на мероприятие, могли выбрать то, что им больше импонирует. У организации, представляющей проект, должна быть хорошая репутация. А заявляемая стоимость проекта должна быть разумной, то есть не превышать возможностей собравшихся в зале благотворителей», – объясняет директор фонда «Гарант».
«Круг благотворителей» в Архангельске, например, собирал средства на три проекта. Первый – «Школа ремонта для людей с ментальной инвалидностью». В рамках проекта организация-заявитель планировала обучить людей с инвалидностью самостоятельно делать ремонт, чтобы в дальнейшем они могли сделать его в своих квартирах или впоследствии зарабатывать таким образом. Второй проект – «Строительство теплицы в приюте для бездомных силами самих бездомных». Цель инициативы – дать бездомным возможность самостоятельно выращивать овощи, обеспечивать себя таким образом продуктами и снова научиться работать. Третий проект, представленный на «Круге благотворителей», предполагал покупку жерновов для музея деревенского быта. Авторы проекта планировали возродить старинные рецепты приготовления каши на жерновах и предложить детям и взрослым вкусное знакомство со старинным крестьянским бытом.
На каждый проект необходимо было собрать по 75 тысяч рублей.
«В запрос на сбор средств мы, как правило, ставим сумму, которую реально можем собрать», – подчеркивает Марина Михайлова.
ШАГ ТРЕТИЙ: ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ
По условиям «Круга благотворителей» презентация каждого проекта длится не более 6 минут. За это время организация должна успеть рассказать, что собирается делать в рамках проекта, для чего ей нужны деньги и что получится в результате работы. Выступление авторов проектов должно быть интересным и понятным. По словам Марины Михайловой, на поиски интересного формата презентации и подготовку к выступлению уходит много времени, вплоть до одного месяца. Для самопрезентации организации могут подготовить спектакль, видеоролик или использовать любой другой формат. Главное, чтобы выступление не превышало 6 минут и «зацепило» участников «Круга благотворителей», потому что именно от этого выступления зависит успех в сборе средств.
«Этап подготовки заявителей проектов к «Кругу благотворителей» можно считать этапом роста самих организаций. За это время они учатся коротко и интересно рассказывать о себе. Ищут партнёров, которые, например, помогают им снять видео», – рассказывает директор «Гаранта».
ПРОВЕДЕНИЕ «КРУГА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»
По формату проведения «Круг благотворителей» – это праздничный вечер, который полностью готовят организаторы мероприятия. Архангельский Центр «Гарант», например, подготовил для посетителей небольшое угощение и пригласил для выступления знакомый музыкальный коллектив.
«Важная задача организаторов – создать приятную атмосферу и праздничное настроение, – поясняет Марина Михайлова. – Люди должны получить удовольствие от встречи друг с другом, от знакомства с новыми людьми, от приятной музыки. Приподнятое настроение людей – ещё одно условие успешности этого мероприятия. Но не надо забывать, что основная часть мероприятия – это сбор средств на проекты, поэтому время на музыку и приятное общение надо ограничить».
ДЕТАЛИ
Каждому гостю даются две карточки. Первая с описанием проектов, на которые собираются средства. На второй карточке благотворитель во время мероприятия фиксирует, сколько денег он внесёт на каждый проект.
Ведущий вечера объясняет правила проведения, а далее каждая организация на сцене презентует свой проект. После выступления представители организаций выходят из зала, и сбор средств проходит уже без них.
СБОР СРЕДСТВ
Процесс сбора средств координирует ведущий. Чтобы заявить о желании внести деньги на проект, благотворители поднимают руку, называют сумму, которую хотят внести, и фиксируют эту сумму в своих карточках. Благотворитель может сделать пожертвование столько раз и на столько проектов, на сколько ему захочется.
Для наглядности на экран выводится график поступления средств, где в режиме реального времени фиксируется, сколько средств необходимо каждому проекту и сколько уже собрано.
«Многое зависит от квалификации ведущего, который шутит и держит энергетику в зале. При этом, если собирается больше средств, чем нужно, никто не останавливает людей», – объясняет Марина Михайлова.
Когда сбор закончен, организации приглашаются обратно в зал, где им объявляют о сумме собранных средств на их проекты.
В завершение мероприятия благотворители сдают свои карточки, где отмечено, сколько средств на какой проект они готовы пожертвовать, и вносят указанную в карточках сумму в ящик для сбора пожертвований или перечисляют с банковской карты по терминалу.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ПРОЕКТАМИ ПОСЛЕ «КРУГА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»
Все собранные на «Круге благотворителей» средства поступают на расчётный счёт организаторов мероприятия. Далее с каждой организацией, представлявшей проект, заключается договор пожертвования, по которому и переводятся собранные деньги. При этом, если удалось собрать больше, чем планировалось, организация просто пересчитывает бюджет и делает проект более масштабным.
Если на «Круге благотворителей» люди высказывают готовность помочь проекту ещё чем-то, помимо денег, они могут вписать эту информацию в карточку, и в дальнейшем организаторы скоординируют эту работу.
ОТЧЁТНОСТЬ
В договоре пожертвования обязательно указывается, в какие сроки организация должна реализовать свой проект и представить финансовую отчётность. Если благотворители хотят получить полный отчёт о расходовании средств, они заявляют об этом и оставляют свою электронную почту.
В качестве наглядного отчёта уже на следующем «Круге благотворителей» можно показать видеоролики о реализации поддержанных проектов.
«У нас, например, на следующем «Круге благотворителей» в качестве угощений были овощи, выращенные бездомными в теплице, и каша, приготовленная на жерновах. Нам важно, чтобы люди видели, на что были потрачены деньги», – говорит директор «Гаранта».
КТО МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ «КРУГ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ» И КАК ЧАСТО ЭТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ
Как правило, «Круг благотворителей» организует фонд местного сообщества или ресурсный центр для НКО. У этих организаций уже есть своя база потенциальных благотворителей и ресурсы, чтобы найти и отобрать проекты. В маленьком городе не стоит проводить подобные мероприятия чаще чем раз в полгода. В крупных городах можно устраивать их и чаще при условии, что они будут проходить в разных районах.
«Круг благотворителей» уже успешно прошел в Пскове, Архангельске, Пензе и в карельской деревне Пряжа.
«Опыт проведения «Круга» показал, что эта технология работает вне зависимости от размера населённого пункта. Конечно, в маленькой деревне было собрано меньше средств, чем в городе, и сумма одного пожертвования была меньше. Но, как показывает практика, даже там можно собрать людей, которые готовы отдать деньги на благотворительность, если проекты, которые им предложены, нужны этой территории», – отмечает Марина Михайлова.
Сами же благотворители после участия в мероприятии отмечали важность того, что им предложили помочь конкретному проекту, направленному на решение социальной проблемы, а не просто одному человеку, попавшему в беду.
«Мы понимаем, что в одиночку человек не может поддержать проект, потому что на это нужно хотя бы 10-15 тысяч рублей, и мало кто готов расстаться с такой суммой. Здесь же идея в том, что мы предлагаем людям помочь проекту совместно», – поясняет директор «Гаранта».
Задача мероприятия – показать, что заниматься благотворительностью – это не жалеть и сочувствовать, а быть сопричастным и получать от этого удовольствие.
«Принцип «Круга благотворителей» – оставить у человека ощущение, что вместе нам всё по силам, и вызвать желание вернуться в этот «Круг» ещё много раз», – заключает Марина Михайлова.
Мероприятие было организовано в рамках проекта «Малым территориям – большое будущее», получившего поддержку Фонда президентских грантов.