Термин "сёдзё" является жанром для любого аниме или манги, рассчитанных на особую целевую аудиторию — девушек.
Жанр сёдзё включает в себя поджанры, например такие как седзе-ай (роман посвящённый любви между девушками) или махо-сёдзё.
Жанр махо-сёдзё (девочка-волшебница) повествует о превращении школьниц раннего школьного возраста в волшебниц с магической силой.
Первой была ведьма Салли, которая выходила в эфир в Японии в 1966 году, а самыми известными (по крайней мере в СНГ) стали Сейлор Мун и Сакура – собирательница карт. Эти аниме были посвящены спасению мира, дружбе, школьной жизни и обладанию сверхъестественными способностями. Я говорю "были", потому что, после деконструкции жанра старые, классические махо-сёдзё аниме перестали выходить на телеэкраны. Естественно вы видите, что периодически сериалы о девочках-волшебницах продолжают выходить, но уже с более тёмным, жестоким сюжетом. У них могут быть общие образы с оригинальным жанром девочек-волшебниц , но только для того, чтобы деконструировать, пародировать или подрывать эти образы. Это превращает некогда "детский" жанр, рассчитанный на юных девочек, в мрачный экшен, с элементами психологического триллера или ужасов, рассчитанный на подростков или взрослых мужчин и женщин.
Так почему же жестокость, безысходность и мрачные тона, захватили поджанр махо-сёдзё? И хорошо это или плохо?
Влияние Mahou Shoujo MadokaMagica
***ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ***
Девочка-волшебница Мадока / Mahou Shoujo MadokaMagica - сериал, за которым вышел полнометражный фильм, радикально изменивший жанр махо-сёдзё навсегда. Хотя это было не первое сёдзё-аниме, затрагивающее печальные темы или события. Раннее мы уже видели историческое сёдзё-аниме о Марии Антуанетте "Роза Версаля" (1979), наблюдали в нём столько же трагедии, сколько стоило ожидать, учитывая исторические события, о которых оно повествует. Позже выходят сёдзё Принцесса Тютю и Юная революционерка Утэна, также использующие трагедию, и подвергающие сомнению жанровые особенности и клише. Даже в Сейлор Мун были весьма трагические моменты, персонажи аниме-сериала действительно прошли через ад, чтобы заслужить свой хэппи энд. И проделывали это каждый сезон, на самом деле.
Поэтому не правильно говорить, что Девочка-волшебница Мадока сделала что-то новое с точки зрения введения трагедии в жанр о девочках-волшебницах. Но что действительно стало революционным, так это помещение девочек-волшебниц в отчаянно безнадёжное и трагическое положение. В Сейлор Мун, Сакура – собирательница карт и десятков других сёдзё-аниме, магические силы были более или менее по своей природе хороши. Конечно магия могла быть украдена или испорчена злом, но добрая магия всегда побеждала плохую магию. Магия была привязана к эмоциям, и чистые эмоции, такие как альтруизм, дружба и настоящая любовь, были сильнее, чем злые эмоции, такие как жадность, ненависть и похоть. Поэтому хорошая магия всегда побеждала плохую магию, хорошие люди всегда побеждали злых людей, и у магии не было врожденных недостатков. Магия была просто инструментом, и ее использование отражало и увеличивало эмоциональные желания ее обладателей. Это похоже на то, как краски могут быть одинаково использованы как для написания счастливой, так и для написания мрачной картины.
В Мадоке сама магическая система - зло. Конфликт создается не между людьми использующими магию для добра или зла, а между людьми которые не хотят умирать от участия в чудовищной магической системе, и теми кто поддерживает такую систему ради необходимости спасти вселенную, даже если это требует беспощадной жестокости, эмоциональных манипуляций и сокрытия правды.
Вот как Мадока интерпретирует классическую историю о "продаже собственной души". В большинстве аниме о девочках-волшебницах, магия происходит сама собой. Девушка держит правильный артефакт, говорит нужные магические слова, и пуф. Магия! А иногда - новый костюм.
Но в Мадоке все становится немного сложнее. Девушки считают, что магия в этой вселенной работает по классическим законам. Но это не так. Они думают, что термин "самоцвет души" - это просто название. Но оказывается, это буквальное хранилища для душ девочек. Их тела становятся неуязвимыми для повреждений, возможно, даже бессмертными, до тех пор, пока не будут уничтожены их самоцветы души. Кроме того, их самоцветы души будут портиться и чернеть, когда девушки в отчаянии и / или использует много магической силы.
Единственный способ очистить самоцвет души - использовать "семена скорби", которые остаются, когда девочка-волшебница побеждает ведьму. О, и, кстати, все девочки-волшебницы неизбежно становятся ведьмами, когда их драгоценный камень души полностью почернеет.
Эта удивительная система, какой бы жестокой она ни казалась, позволяет людям процветать и развиваться, а также позволяет Вселенной продолжать существовать. Итак, эта история - ужас, где девушки по очереди сходят с ума от осознания истины. Но через путешествия во времени, Хомура пытается помочь Мадоке принять решения, которые в последствии изменят будущее, чтобы придти к счастливому концу. Но это чертовски сложно. И настолько тяжело для Хомуры, что она в итоге сходит с ума в полнометражном фильме Rebellion.
Так что это не первое трагическое сёдзё или трагическое аниме о девочках-волшебницах, но первое, где сама волшебная система жестока и мрачна, и где волшебницы не могут доверять магическим существам, сопровождающим их. Это также магические законы, поразительно похожие на законы "равноценного обмена" в "Стальном Алхимике" .
Оба закона являются попытками авторов переосмыслить фантастическую, причудливую природу магии в классическом представлении, создавая жесткие магические системы, которые придерживаются очень конкретных законов, подобных законам физики в реальном мире. Это создает историю, которая кажется более реалистичной, хотя и более мрачной, потому что она не всесильна.
Что заставило жанр стать мрачным?
Легко обвинить Мадоку или просто сказать, что режиссёры переключились на более платежеспособную целевую аудиторию, в лице взрослых мужчин, для роста продаж мерчендайза.
Но теория коммерческого-искусства, в которую я верю, заключается в том, что коммерческое-искусство - это не заговор. Это не предложение рождающее спрос. Изменения в произведениях, почти всегда зависят от того, чего хочет платежеспособная общественность. Авторы просто создают продукты которые отражают то, чего хотят зрители.
Мир, в котором мы живем сегодня, - это не тот мир, который был в 90-х годах. В 00-х мир наблюдал рост международного терроризма, конец экономического процветания предыдущих десятилетий, жилищный кризис и еще большие опасения по поводу глобальных экологических кризисов. Evangelion, Юная революционерка Утэна , Девочка-волшебница Мадока и Kill la Kill - это всего лишь несколько примеров того, как надвигающаяся на цивилизованные страны мрачная действительность, изменила аниме.
Мы увидели более мрачный поворот для всей поп-культуры в целом.
Включая литературу, музыку, комиксы, фильмы и конечно аниме. Даже супергерои перешли от нравственно непогрешимых, хороших парней к ошибающимся и сомневающимся людям, каким стал Бэтмен в фильме "Темный рыцарь". Эта тенденция все еще продолжается, например, "Мстители: война бесконечности" имеет мрачный финал и гуманизированного злодея.
Обезглавливание Мами в третьем эпизоде Девочки-волшебница Мадока было ясным посланием - это произойдёт со всем махо-сёдзё, с любым жанром в основе которого лежит идеализм.
Жанр девочек-волшебниц изменился навсегда?
Совершенно очевидно, что по мере того как реальность становится всё более мрачной, так и истории которые люди хотят видеть, приобретают всё более жестокие и беспощадные черты.
Последним шагом к окончательной трансформации жанра стал выход аниме "Сайт Волшебниц". Если сериал Девочка-волшебница Мадока намеренно вводил зрителя в заблуждение, пытаясь заставить его поверить, что перед ним обыкновенный детский сериал, и лишь затем шокировал неожиданным поворотом, играя на контрастах, то Сайт Волшебниц уже с первого эпизода демонстрирует бескомпромиссную жестокость. Попытка суицида, чудовищные издевательства в школе, избиение и унижение членами семьи, убийство котёнка, попытка изнасилования - вот неполный список жестокости с которой пиходится сталкиваться главной героине произведения. Авторы не пытаются играть с привычными образами характерными для махо-сёдзе, а просто делают ставку на кошмар, как на катализатор повествования, возводя мрачные законы предложенные Мадокой в совершенно новую степень. Вместе с тем, важно отметить, что сюжет сериала Сайт Волшебниц во многом строится на попытке героинь попытаться узнать всю подноготную индустрии по производству девочек-волшебниц, что наводит на определённые мысли.
Возможно, по мере того, как мир менялся, менялось и то, как мы видим магию в фантастике. Возможно, мы привыкли видеть магию так же, как видим электричество. Электричество когда-то считалось чудом. Но теперь, мы видим и темные стороны его производства и использования: загрязнение окружающей, эксплуатация природных ресурсов, световое загрязнение, ядерные катастрофы и так далее... Аналогичным образом, теперь и фантастика фокусируется главным образом на темных сторонах использования магии.
Похоже теперь каждое новое махо-сёдзе будет мрачным и пропитанным неизбежной болью, которой не было в старых аниме о девочках-волшебницах. Конечно, случаются ностальгические перезагрузки старых аниме сериалов, популярных в прошлом. Но Sailor Moon Crystal не пытался обратиться к новой аудитории, он нацелен на женщин в возрасте 25-35 лет, которые уже были поклонниками Sailor Moon как франшизы.
Неужели больше ничего не производится для маленьких девочек? Или мы решили перестать оберегать их "невинность", признавая, что даже они не глупы, и могут наслаждаться вещами с более зрелыми и морально сложными сюжетами? Мы не знаем наверняка...
---
Подписывайтесь на канал и делитесь материалом с друзьями! Ваши комментарии вдохновляют нас!
Материал подготовлен специально для OLDSCHOOL OTAKU