Федеральные образовательные стандарты второго поколения (ФГОСы) - очередной этап реформирования образования. Компетенции, коммуникация, проекты… Всегда ли новое действительно ново?
В 20-е гг. после установления советской власти, возникла необходимость воспитания нового человека для нового общества. Всё старое в топку истории, даёшь инновации! Активно начали внедряться новые методы школьной работы. Был нанесён удар по классно-урочной системе, которая расценивалась как пережиток прошлого, где проявлялись деспотия, формализм, пассивный характер обучения, а новая общеобразовательная школа должна была строиться на новых демократических началах. Традиционно обратились к зарубежному опыту, стали вводить Дальтон-план, широко применявшийся в Америке и Англии.
Дальтон-план у нас
От принудительного классно-урочного преподавания с жёстким расписанием отказались. Ученики получили возможность самостоятельно выбирать творческие лаборатории. Задания составлялись в трёх вариантах: для сильного, среднего и слабого ученика. Это позволило ребятам выбирать свой вариант и темп работы. Это ли не гуманизация образования в чистом виде?
Конечно, данные нововведения наибольшее развитие получили в экспериментальных школах Наркомпроса, в школах крупных городов и школах-коммунах, которые обладали достаточно хорошей материальной базой и квалифицированными педагогическими кадрами. Освоение учебного материала отличалось коллективной направленностью, ученики объединялись в бригады, звенья и решали поставленные задачи, прежде всего используя метод проектов. Вот вам и ФГОС!
Результат
По лабораторно-бригадному методу каждое задание школьники выполняли небольшими группами (бригадами). Учебный процесс стал максимально самостоятельным, педагог становился пассивным наблюдателем, а учащиеся сами ставили постановки, указывали цели и задачи учебной работы, то есть сами себя учили. Учитель должен был дожидаться, когда какая-нибудь бригада придёт к нему за советом. Ученики же сами выбирали те советы, которые казались им наиболее подходящими.
Не обошлось без перегибов, конечно. Помимо коллективного постижения наук учениками, был предложен метод коллективного преподавания. Персональная ответственность учителей была уничтожена, теперь руководил классом не один человек, а коллектив педагогов и советы давал не один преподаватель, а несколько. Зачастую эти советы были противоречивыми, и в итоге всё сводилось к анархии и беспорядку.
Один из важных минусов...
...у предлагаемого метода проектов, выражался в том, что теоретические знания давались бессистемно, в объёме, необходимом лишь для выполнения данного проекта.
Помимо отказа от классно-урочной системы, вместо учебных дисциплин были введены комплексы по трём направлениям: природа, труд, общество. Введение комплексных программ решало задачу устранения одного из самых существенных недостатков старой школы - полного разрыва между учебным предметом и жизнью, а также изолированность их друг от друга.
В ту же лыжню
Великолепно описывает подобное преподавание В. Каверин, в книге «Два капитана»: «Помнится мы проходили утку, - вспоминает главный герой Саша Григорьев, - это были сразу три урока: естествознание, география и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка, какие у неё крылышки, какие у неё лапки и как она летает и плавает. На уроке географии утка изучалась как житель земного шара. На русском Светлана Петровна учила нас писать у-т-к-а и читала что-нибудь об утках из Брема».
Вполне естественно, что произошло некоторое упрощение естественных связей и их подмена искусственно вымышленными, а новые методы преподавания стали несовместимы с усвоением глубоких знаний учащимися.
Прошло сто лет и, мне кажется, мы опять встаём в ту же лыжню.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.