Когда у общества есть мировоззрение – представление, что есть окружающий нас мир, откуда он взялся, что будет с нами после смерти и прочее, у него есть ответы на онтологические вопросы. Когда общество утрачивает мировоззрение, ни на один значимый вопрос у него нет ответа. Все имеют весьма смутное представление о вопросах, превышающих обыденный масштаб.
Отдельно подчеркну, что я не касаюсь вопроса, насколько верно общество представляет мир и его причины, насколько верны вытекающие из этого ответы. Разговор лишь о наличии мировоззрения и ответов на большие вопросы или его отсутствии.
Наличие или отсутствие мировоззрения формируют творческий контент. Когда общество и имеет представление о действительности, в которой живет, творчество несет в себе это мировоззрение и продвигает его в головы. Когда социум утрачивает это понимание, когда никто не может сказать ничего внятного и нет официальной позиции ни по одному онтологическому вопросу, творчество несет в себе пустоту и растерянность. Художник не знает, что сказать, потому что нечего говорить.
Всех творцов можно поделить на три категории: а) думающие; б) не думающие. Думающие видят цель творчества. В религиозные и идеологические периоды, если думающий разделяет идею, он пишет картины, сочиняет музыку, снимает кино и прочее с целью донести идею через искусство. Многие параллельно ищут денег и славы, понимая их бонусом в деле продвижения идеи.
Если думающий художник не разделяет доминирующей идеи, но имеет свою, он творит с целью выражения и продвижения своей идеи. Если же у него нет никакой идеи, он создает картины и прочие произведения с целью найти денег и славы. Иными словами, это коммерческий человек.
Вторая категория творцов, не думающие, не оперируют такими рациональными категориями. Они никогда не знают цели, ради которой творят. Они как бы выливают энергию из себя потому, что им хочется ее вылить. Они словно вдыхают в себя эпоху, в которой живут, и потом выдыхают. Свое творчество они никогда и никак не анализируют, не думают, что лично им даст их творчество.
В безыдейные периоды, когда у людей нет никакой цели и смысла в жизни, они «просто живут», и потом «просто помрут», думающие художники концентрируются только на славе и деньгах (если идеи нет, концентрироваться больше не на чем). Они подстраиваются или под требования рынка, а он всегда ориентирован на толпу, и потому их творчество всегда развлекательного характера. Или второй вариант – подстраиваются под власть, угадывая ее чаяния, за что получают пряники.
Не думающие художники продолжают выдыхать из себя эпоху. И так как у общества нет цели, оно пусто, такие художники выдыхают пустоту. Так или иначе они показывают абсурд ситуации или ее растерянность. В их произведениях есть ответы на не заданные вопросы, дыхание речи до слов, понимание невыразимого. Это придает их творениям силу, но не имеет востребованности ни у широких масс, ни у властей. Глубину такого взгляда за ширмой текущего видят лишь единицы.
Когда идея, на которую опиралась эпоха, больше не соответствует уровню развитию социума, она стремительно истощается, выхолащивается и заканчивается. Пока не возникает новая идея, на которую обопрется новое, из чего родится следующая эпоха, общество оказывается в трещине между эпохами. Старое уже закончилось, и навсегда. А новое еще не началось, но начнется.
В этот период, если у думающего художника есть своя идея, его творчество подчинено ей. Если же ее нет, и общество в целом похоже на стадо баранов, не имеющих иных целей, кроме текущих, этот тип творцов становится коммерчески ориентированным – нацеленным на деньги и славу. Особенно это заметно на производстве видео. С одной стороны, техническая сторона достигла фантастической высоты. С другой стороны, ориентир на толпу, которой каждый день нужно что-то новенькое и развлекательное (ржака, прикол и угар) рождает конвейер, где искусство вытесняется штампом. Продукция на толпу спокойно может создавать машина. Только это ни в коем случае не искусство. Это созданные компьютером фантики, в которые ничего не завернуто.
Не думающие, живущие в зазоре между эпохами, делают то, что делали всегда – вдыхают и выдыхают эпоху. И так как в этот период она пуста, они выдыхают пустоту. Иногда выдох ничего в себе не несет, кроме пустоты растерянности. Иногда в нем обличение пустоты. В том и другом случае такое творчество улавливают только единицы. Власть на пустоту никак не реагирует. На обличающую пустоту реакция отрицательная.
Когда художник представлял идею, он поднимал толпу до своего уровня, как фрески в храме поднимают взгляд вверх в купол.
Когда художник не представляет никакой идеи, ему просто кушать хочется и известности, он опускается до толпы. Не опускается не думающий художник, но он никого и не поднимает. Не к чему поднимать – пустота не имеет гравитационной силы. В том и другом случае творчество соответствующее – одни веселят толпу, другие мрачнуху гонят.
Мы живем в период между уже ушедшей и еще не наступившей эпохе – в обществе потребления. Она характерна тем, что никто ничего не понимает и не хочет понимать. В голове активированы только две извилины: где взять денег и на что их потратить. Художники в такой атмосфере могут быть или коммерсантами, или выдыхателями пустоты.
Что мы и наблюдаем во всех сфера творчества, и в первую очередь в производстве видео. Сегодня кино – это надписи золотом с орфографическими ошибками. Оно дышит жаждой вытащить деньги из карманов зрителей. Походит на рекламу, навязчиво предлагающую свой товар. Его создатели говорят человеку о своей любви не потому, что действительно его любят, а потому что через это надеются добраться до его наличности. Как в супермаркетах, где говорят как рады нас видеть. На самом деле они рады видеть наши кошельки и банковские карточки. Без денег мы им не нужны.
Этот период будет продолжаться, пока не появится идея мировоззренческого масштаба. На ней начнет формироваться новая эпоха и художниками. Одни будут сознательно творить контент – с целью продвигать идею. Другие будут бессознательно выдыхать дух зарождающегося нового.
Студия «Красная обезьяна» является сообществом творцов, объединившихся ради популяризации двух основных потребностей человека: право на смерть и право на жизнь. Детали ищите в сети.