Американские и европейские санкции снизили долю заемных денег в российской экономике и помогли собрать России резервы, которые превысили весь внешний долг. А действия российского ЦБ вызвали рост покупок золота мировыми центробанками.
На прошлой неделе в Конгресс США внесен законопроект с очередными санкциями против России. Евросоюз в понедельник вечером одобрил новые санкции за задержание российскими пограничниками украинских военных кораблей в Керченском проливе. Минэкономразвития оценил ущерб экономике России от западных санкций в 6,3 млрд долл.
Однако в самих Штатах неожиданно пришли к совсем другим выводам.
► Россия потеряла от западных санкций и иных ограничений 6,3 млрд долларов
«Из-за санкций крупнейшие банки и нефтяные компании России не могли возобновлять кредиты западных банков. Поэтому они выплачивали долги по мере наступления сроков их погашения, тем самым сокращая долю заемных средств. Результат – накопление свободного капитала», – цитирует агентство РИА Новости американскую газету The New York Times.
Рост свободных денег и сокращение кредитов можно расценивать как снижение экономической активности в стране и замедление притока инвестиций, отмечает издание. Но в России нет острой необходимости во внешних займах, указывают экономисты, поэтому она одна из наименее закредитованных стран в мире. Внешний долг государства за прошедший год снизился почти на 10%.
Одновременно Банком России были накоплены существенных размеров золотовалютные резервы (ЗВР), которые к февралю текущего года составили почти 476 млрд долл., что к тому же больше совокупного государственного долга (453 млрд долл.) и почти в 3 раза больше нормативов в рекомендациях МВФ, отмечает агентство.
► Международные резервы России за январь выросли на 1,6%
Большие объемы ЗВР закладывают запас в экономику и помогают защититься от рисков, которые появляются вместе с западными санкциями. Особенно важно, что резервы целиком покрывают весь внешний долг страны, то есть российский Минфин может в любой момент его погасить.
Напомним, что международные резервы состоят из высоколиквидных иностранных активов и монетарного золота в распоряжении Банка России, которые используются для финансирования дефицита платежного баланса, воздействия на обменный курс валюты, поддержания доверия к рублю и экономике страны, а также для иностранного заимствования.
Накопление ЗВР такого размера стало результатом применения бюджетного правила, когда все нефтегазовые доходы выше заложенной в бюджете цены на нефть в 40 долл. за баррель направляются в казну. А средняя цена барреля нефти марки Brent в прошлом году составляла около 70 долл.
Причем росту ЗВР помогает не только бюджетное правила и высокие цены на нефть, но и антироссийские санкции США и Евросоюза. То есть чем сильнее санкционное давление, тем быстрее Россия формирует подушку безопасности в виде ЗВР. Российский Центробанк вообще в последние годы последовательно проводит эту политику.
Только в 2014 году ЦБ сократил ЗВР сразу на 25% для поведения валютных интервенций, чтобы поддержать рубль и удержать экономику от экономического кризиса. Однако с 2015 года запасы восстанавливались каждый год темпами, которые стали одни из самых высоких среди крупнейших экономик мира.
Кроме того, банк России за последние 10 лет изменил структуру российских резервов, сильно сократив вложения в облигации Казначейства США и в 10 раз увеличив долю золота до 18% от всего объема ЗВР. На конец 2018 года золотой запас составил 2113 т.
► Золотой стандарт возвращается
Золото вообще финансовый инструмент безальтернативный. Любая валюта несет в себе обременение госдолгом страны, которые могут ее обесценить. А золото всегда выступает защитой от валютных рисков, страховкой от санкций, ну и инструментом для заработка.
Вообще, в мире доллар все больше теряет доверие. Только российский Центробанк сократил его долю в резервах более чем вдвое – с 46 до 22%, переведя весной 2018 года в евро и юани пятую часть международных резервов – почти 100 млрд долл.
Такие действия ЦБР хоть и снизили немного ликвидность резервов, потому что долларовые активы были в американских госбумагах, но также сократили риск обесценивания ЗВР, учитывая темпы снижения котировок гособлигаций США.
Не зря чистые покупки золота мировыми центробанками в 2018 году достигли 651,5 т, что на 74% превысило показатель 2017 года и стало самым высоким уровнем ежегодных нетто-покупок с момента прекращения обеспеченности доллара золотом в 1971 году (прекращение действие Бреттон-Вудского соглашения).
Согласно исследованию Всемирного совета по золоту (World Gold Council – созданная в 1987 году основными производителями золота в мире международная организация, похожая на ОПЕК), 76% центральных банков мира считают золото «активом-убежищем», а 59% используют его для диверсификации портфеля. И почти 20% центральных банков заявили о своем намерении увеличить закупки золота в течение ближайших 12 месяцев.
К тому же, по данным того же совета, 2018 год стал вторым по рекордной величине годовой закупки золота. Самый высокий годовой итог был в 1967 году, когда центральные банки нарастили золотовалютные резервы на 1404 т.