Изольда Кавелашвили: «Хороший сценарий легко испортить и снять плохое кино!»
Хороший сценарий — это хорошая литература
— Знаю, что на киностудии редакторами работали и классики белорусской литературы.
— Это так. Аркадий Кулешов, Максим Лужанин, Ничипор Пашкевич в разные годы были главными редакторами на «Беларусьфильме». Успехи отечественного кинематографа в немалой степени их заслуга. Это были профессионалы, личности! Благодаря их таланту, художественному чутью, энциклопедическим знаниям, умению проводить репертуарную политику появились наши лучшие фильмы.
— Кого из писателей вы бы назвали настоящим кинодраматургом?
— Классика русской литературы Ивана Тургенева. Писать сценарии по его произведениям одно удовольствие, только сокращай пейзажные зарисовки. А вот белорусских классиков сложнее экранизировать. Они больше созерцатели, а для сценария нужны динамика, кинематографическое действие, сюжетные линии.
— Одно дело найти хороший сценарий. Другое — воплотить его на все сто процентов. Такое возможно?
— Это нереально! Если шестьдесят процентов вошли в картину, это уже удача. Я не помню, чтобы из плохого сценария получился хороший фильм. Хотя по-настоящему творческая группа может вдохнуть жизнь в несовершенный материал. Могу привести в пример картину талантливого режиссёра Валерия Рубинчика «Венок сонетов». Довольно обычный сценарий удачно дополнен стихами Беллы Ахмадулиной. Плюс великолепная операторская работа Татьяны Логиновой. Кино — это коллективное творчество.
Редактор, сценарист. Окончила ВГИК (1966), работала на киностудиях «Грузия-фильм», «Туркменфильм». На «Беларусьфильме» с 1968 года. Директор ТО «Телефильм» (1974-1975). Член совета мэтров «Беларусьфильма». При непосредственном участии Кавелашвили создавался золотой фонд отечественного телевизионного кино: «Приключения Буратино», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Капитан Соври-голова», «Сказка о Звёздном мальчике», «Питер Пен», «Государственная граница» (первые 3 фильма), «Братья Рико», «Белые одежды».
Без срока давности
— На киностудии «Беларусьфильм» снято множество фильмов, посвящённых Великой Отечественной войне. Вы также не прошли мимо этой темы?
— Работая редактором на киностудии «Туркменфильм», прочла повесть Василя Быкова «Атака с ходу» и поняла, что может получиться великолепное кино. Когда в 1968 году приехала в Беларусь, предложила снять такую ленту. Так на «Беларусьфильме» появилась еще одна экранизация Быкова картина «Долгие вёрсты войны» режиссёра Александра Карпова. Сам Василь Быков к кинематографу относился снисходительно, считал, что он никогда не сможет передать в полной мере весь ужас войны.
— В 2002 году на «Беларусьфильме» сняли картину «Ещё о войне». Вы автор сценария. Написали его по рассказу Виктора Конецкого, будучи студенткой. Удивительно, как долго он ждал своего часа!
— Прочитала рассказ Конецкого «Ещё о войне», когда училась на третьем курсе сценарного факультета ВГИКа. Писатель поначалу не принял трактовку, но мой руководитель Валентин Ежов — автор сценария фильма «Баллада о солдате» — сумел убедить его. Однако молодой режиссёр, который взялся снимать фильм по сценарию, потребовал изменить концовку, я категорически отказалась. Так мы и разошлись.
Вообще ученические работы редко доходят до экрана. Тем более было удивительно спустя годы, когда я уже не являлась штатным работником киностудии, обнаружить, что сценарий попал на конкурс короткометражных фильмов и по нему снимут кино. До сих пор не знаю, как это произошло. Картину снял Пётр Кривостаненко. В ней играли такие наши известные актёры, как Анатолий Кот, Светлана Кожемякина, Вера Полякова. Лента получила много наград на международных фестивалях.
Всегда была требовательна к режиссёрам
— Изольда Дмитриевна, вы не относились к тем редакторам, которые преданно смотрели в рот режиссёрам и сценаристам. Для вас важнее был результат, чем тёплые отношения с коллегами?
— Улучшить сырой материал фильма или довести до совершенства незавершённый сценарий гораздо труднее, но в этом и заключается работа редактора. Проще довериться режиссёру или сразу отклонить сценарий. Сказал нет — и никакой ответственности, никто не узнает, какой шедевр мог бы родиться. К режиссёрам всегда была требовательной, напрямую говорила о всех недостатках, поэтому меня многие недолюбливали.
— И все же приходилось вставать на сторону режиссёра и защищать фильм?
— Куда без этого! Был такой смешной случай. Повезли картину в Москву на сдачу. Я считала сценарий слабоватым, режиссёрская работа меня не очень устраивала. Но когда шел просмотр в «Останкино», то Борис Хейсин — директор творческого объединения «Экран» — постоянно отвлекался на телефонные звонки начальства и практически не следил за сюжетом. За ним и все остальные перестали смотреть картину. Когда фильм закончился, Борис Михайлович сказал мне: «Что ты привезла? Даже обсуждать это не буду!» Остальные сотрудники ему поддакивали. Режиссёр Юрий Оксанченко сидел в кресле черный от переживаний. Тут я не сдержалась: обвинила их в предвзятости и неуважении к труду творческой группы. Неожиданно для меня фильм в итоге единогласно приняли. Так свет увидела всеми любимая картина «По секрету всему свету».
— Бывало такое, что за сценарий шла борьба?
— На хорошем материале всем нравится работать. Был замечательный сценарий Евгения Григорьева «Затишье» по произведениям Ивана Тургенева. Крепкий, готовый материал. Хотела предложить его молодому режиссёру Александру Ефремову для дебюта, но сценарий перехватил более опытный Виталий Четвериков. И хотя картина вышла неплохая, литературный материал позволял добиться лучшего результата. После этого я предложила Евгению Григорьеву и Оскару Никичу написать сценарий «Отцы и дети» по Тургеневу и стать режиссёрами фильма. Однако сценарий перехватил Вячеслав Никифоров. В итоге он поставил один из лучших своих фильмов. Ещё один потрясающий материал по роману Пушкина «Дубровский» авторы отдали «Ленфильму». Пришлось упрашивать ТО «Экран» и даже интриговать, чтобы переманить сценарий на «Беларусьфильм» уже специально для Никифорова. Это удалось. Качественный материал всегда востребован.
Приключения с Буратино
— Вы были директором творческого объединения «Телефильм» около двух лет. В это время создавались замечательные ленты для детей, среди которых «Приключения Буратино». Слышала, съемки шли непросто.
— Уже на стадии запуска, когда худсовет единогласно утвердил актёров, я оказалась единственной, кто не принял этот ансамбль. Нечаев, желая переубедить меня, показал первый отснятый материал. Я посмотрела его и сказала: «Художественная самодеятельность». Нечаев, конечно, был задет и отправился в Москву за поддержкой. Но Борис Хейсин дал практически такую же оценку.
«Что это за Конотопский ТЮЗ?» — сказал он и потребовал заменить всех исполнителей. Так в фильме появились Владимир Этуш, Владимир Басов и Ролан Быков.
— Правда, что благодаря Ролану Быкову съёмочная группа две недели оставалась без работы в Ялте?
— Когда группа отправилась в экспедицию, мы с нетерпением ждали материал, но он так и не появился. Через месяц мне пришлось ехать в командировку и устраивать разнос. В чём причина простоя, никто так и не признался. Тогда пригрозила перенести съёмки из Крыма в парк Челюскинцев, если работа не сдвинется. Только спустя тридцать лет во время съёмок телевизионной программы в Москве узнала, почему не снимали: Быков с молодой женой Еленой Санаевой уехал в двухнедельный круиз по Чёрному морю. Когда вернулась съёмочная группа, мы целую неделю искали в Беларуси маленькое круглое озеро. Нашли, построили мостик. Смастерили огромную кувшинку — кресло для Рины Зелёной — черепахи Тортиллы. Всё было готово, ждали только Владимира Басова (Дуремара), который снимался в Болгарии в картине «Братушка». Он приехал, но на площадку не вышел. Оказывается, Басову не заплатили за предыдущий фильм и он категорически отказывался работать. Я бегом к главному бухгалтеру: где хотите, находите деньги! Догоняю Басова, а он мне: «Сначала деньги — потом творчество». Сыграл он гениально, картина отличная. А с Лёней Нечаевым после этого мы остались близкими друзьями на всю жизнь и вместе работали.
Автор: Марина Жданова