"— О чем вы пишете стихи? — спросила меня одна из посетительниц.
— О том, что меня волнует.
Она удивилась:
— Но вы же для детей пишете?
— Но они-то меня и волнуют."
Писать для детей - не так просто как кажется. Ребенок - самый благодарный, но при этом и самый капризный зритель. Но и награда, поистине, велика - полюбившиеся строчки навсегда будут пробуждать воспоминания детства, щемящей ностальгии и душевного умиротворения. Среди таких "детских волшебников", сразу на ум приходят: Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Николай Носов, Эдуард Успенский и Агния Барто. О последнем авторе и пойдет сегодня речь.
Замечательная поэтесса родилась 17 февраля 1906 года в Москве. Существует версия, что девочку при рождении назвали Гетель Лейбовна Волова.
Гетель родилась в интеллигентной еврейской семье. Ее отец, Лев Николаевич Волов был ветеринарным врачом. Мать - Мария Ильинична Волова( в девичестве - Блох) занималась домашним хозяйством. Дядя по материнской линии, Григорий Ильич Блох был не только знаменитым врачом-оториноларингологом, но и писал детские стихи.
Каждый день на ночь маленькой Гетель отец читал басни Крылова, которые обожал. На свой первый день рождения малышка получила в подарок книгу - "Как живет и работает Лев Николаевич Толстой". На книгах этого классика ее учил читать отец.
Писать стихи Гетель начала рано. По началу, обучаясь в первых классах гимназии, она была поглощена излюбленной стезей всех поэтов - любовной лирикой. Однако, юное дарование быстро переключилось на едкие стихотворения, высмеивающие одноклассниц и учителей.
В гимназии она изучала французский и немецкие языки. Мечтала же она стать балериной и поступила в хореографическое училище.
Семья Воловых сталкивалась с финансовыми трудностями, которые усугубились с приходом Октябрьской революции. В пятнадцатилетнем возрасте Гетель подделала документы, прибавив себе лишний год, и устроилась в магазин "Одежда". Одной из причин такого выбора был паек сотрудникам магазина, состоящий из селедочных голов.
Мечты о большом балете Гетель не бросала, как и писать стихи. Как-то раз в хореографическое училище пришел гость - нарком просвещения Анатолий Луначарский. Помимо выпускных зачетов воспитанников училища, он услышал как юная Гетель читает собственное стихотворение "Похоронный марш" под музыку Шопена. Поэтесса впечатлила высокого гостя - он еле удержался от смеха, хотя произведение было совсем не сатирическим. Луначарский напророчил Барто, что ей суждено писать жизнерадостные и веселые стихи.
В 1924 году Гетель, окончив хореографическое училище, поступила в балетную труппу, в которой проработала около года. Распрощаться с балетным будущим ей пришлось после того как труппа эмигрировала, а отец девушки не отпустил ее из Москвы.
Первым мужем поэтессы стал Павел Барто, тоже поэт. В соавторстве супруги создали три произведения: "Считалочка", "Девочка чумазая", "Девочка-рёвушка". Гетель взяла фамилию мужа и сменила имя на Агнию.
Уже в 1925 году Агния Львовна принесла в Госиздат свои стихи. "Мишка-воришка", "Китайчонок Ван Ли" были одобрены на публикацию. За ними последовали: "Игрушки", "Братишки", "Мальчик наоборот", "Снегирь", "Болтунья" и другие. Поэтессу быстро полюбили советские читатели. Ее произведения отличают сатирические картины. Она не читала детям нотаций. Выбрав в качестве оружия язвительные поддразнивания, она высмеивала человеческие огрехи.
Остроумная поэтесса была очень застенчива. При первой встрече со своим любимым поэтом - Маяковским, она даже не произнесла ни слова. К счастью, им все же довелось встретиться еще раз и пообщаться. Корнея Чуковского Агния и вовсе ошарашила, заявив, что только что прослушанное стихотворение Барто написано пятилетним мальчиком. Максим Горький посоветовал Агнии Львовне: "с ребёнком надо говорить забавно".
Агния Львовна стремилась к совершенству в творчестве. Один из примеров, ее пригласили выступить на книжный конгресс в Бразилии. Барто постоянно переделывала собственный доклад, замучив переводчиков, которым предстояло его переводить на английский язык.
В 1927 году у супругов Барто родился сын Эдгар. Однако, брак продержался недолго - через 6 лет они развелись. Существует версия, что причиной разлада семейства стала огромная популярность Агнии.
Поэтесса не долго оставалась одинокой. Вторым мужем Агнии Львовны стал теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев. Этот союз был счастливым. Вместе они прожили около 50 лет, до самой кончины Андрея Владимировича.
В этом браке родилась дочь Татьяна Андреевна Щегляева, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.
Военные годы поэтесса провела в Свердловске, ее с семьей эвакуировали. В 1943 году Барто написала произведения "Идет ученик", повествующее о юных подростках, которые ежедневно работают на оборонных заводах у станков. Агния Львовна овладела специальностью токарь и устроилась на завод.
В 1944 году Агния с семьей вернулась в Москву. Вскоре, 5 мая 1945 года произошла трагедия - сын поэтессы погиб. В восемнадцатилетнем возрасте, катаясь на велосипеде, он попал под грузовик.
Конец войны - не значит, окончания человеческим трагедиям. И Агния Львовна это понимала. В 1947 году выходит самое трагическое произведение поэтессы - поэма "Звенигород", посвященная детям, потерявшим родителей. Вскоре Барто получила письмо - мать просила ее помочь найти потерянную дочку. Агния Львовна обратилась в организацию, занимающуюся поисками людей, и мать с дочерью воссоединились. Этот случай стал достоянием гласности, и Барто завалили письмами с аналогичными мольбами.
Не привыкшая опускать руки, Агния Львовна стала вести радиопередачу "Найти человека". Она зачитывала письма и родственники находились. Благодаря ей огромное количество людей, раскиданных войной, смогли отыскать близких. Более восьмидесяти тысяч писем пришло на радио и лично ведущей - ни одно из них не осталось без внимания.
Агния Львовна Барто была неутомима. Она занимала должность депутата Моссовета, была заседателем в народном суде, брала шефство над детскими домами, стала членом редколлегий издательств, многократно выступала с докладами по вопросам воспитания детей. Агния Барто стала президентом Ассоциации искусства и литературы для детей при Союзе обществ дружбы с зарубежными странами.
Насыщенная общественная жизнь Агнии Барто не мешала ей писать стихи. Ее произведения печатаются огромными тиражами. Поэтесса написала сценарии к фильмам "Алеша Птицын вырабатывает характер", "Слон и веревочка". В соавторстве с Риной Зеленой был создан сценарий к картине "Подкидыш".
Сложные отношения связывали Агнию Львовну с К. И. Чуковским. Поэтесса участвовала в травле Корнея Ивановича, учиненной Н. К. Крупской. В среде партийных критиков даже возник термин — «чуковщина». История получилась странной, с одной стороны, Агния Львовна, после случившегося, навещала детского писателя в Переделкино и переписывалась с ним. С другой стороны, травле Барто подверглась и дочь Чуковского - Лидия. 9 января 1974 года Лидия Корнеевна была исключена из Союза писателей, что повлекло за собой запрет на публикации в СССР. Главным обвинителем выступала Агния Барто:
«Чем объяснить, как может человек дойти до такой антисоветчины, до такой злобы? Мне хочется спросить у вас: почему вы такая злая! Откуда в вас столько злости? Я вчера прочитала „Гнев народа“ — впечатление удручающее. Злость, злость, злость.»
Антисоветские взгляды Лидии Корнеевны имели глубокие корни. Одной из жертв Большого террора 1937—1938 годов был второй муж Чуковской - гениальный физик Матвей Петрович Броншейн, расстрелянный 18 февраля 1938 года.
Советское правительство высоко оценило поэтический труд Агнии Барто: она лауреат Сталинской премии второй степени и Ленинской премии, награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалью имени Н. К. Крупской и медалью «Шахтёрская слава 1-й степени», которую ей вручили шахтёры Караганды.
Стихи Агнии Барто переведены на 72 языка и издавались во многих странах: Америке, Японии, Англии, Германии, Франции, Польше, Индии, Болгарии и других.
В честь Агнии Львовны была названа малая планета между орбитами Марса и Юпитера.
Умерла поэтесса 1 апреля 1981 года от инфаркта. После вскрытия выяснилось, что у Агнии Львовны были очень слабые сосуды и удивительно, что ей удалось прожить так долго.
Не люблю, когда говорят: "Я простой человек". Простой человек о себе никогда так не скажет.