Чуйский тракт ошеломляет. Чуйский тракт восторгает. Чуйский тракт заставляет сбросить скорость до минимума и крутить головой: вправо, влево, вверх. Чуйский тракт сам по себе стоит того, чтобы проехать несколько тысяч километров. Причём, каждый шаг по тракту в направлении Монголии затмевает предыдущий. Ещё на подъезде к республике Алтай тебя сразили горы. Потом окажется, что это только предгорья. Ты продвигаешься дальше: по правую руку – Катунь. Здесь всё, как на черноморском побережье: базы, рынки, машины, люди топлесc, люди в шлёпках, сувениры и снова базы. Хочется им крикнуть из окна: «Ребята, здесь очень хорошо, но весь сумасшедший Алтай там, дальше!»
Ты переваливаешь Семинский, баз становится меньше, но люди везде — каждый съезд к реке обитаем: палатки, шатры, пузотёрки. Ты переваливаешь Чике-таман – перевал высокий, с извилистым и крутым серпантином.
За ним Чуйский уже другой – он становится более пустынным, а горы становятся всё круче. Ты едешь над Катунью. В 2013 она была бирюзовая, сейчас она мутная. Белый Бом. Там ты набираешь в источнике воды. Отсюда можно заползти в горы и насладиться потрясающим видом. Тебе, как всегда, не до того.
На одном из поворотов тебя накрывает: ты видишь снежные шапки Северо-Чуйского хребта. Начинаются крутые подъёмы. Не доезжая Курая, ты сворачиваешь с трассы и уходишь направо на холмы. А там – созданная природой обзорная площадка. Где-то далеко внизу – посёлок Курай.
Извивается Чуя. За спиной - южные склоны Курайского хребта. Они бесснежные и разноцветные: терракотовые, серые, фиолетовые, зелёные. А перед тобой, выше степи, северные склоны Чуйского – черно-белые, суровые и манящие. А под ногами хрустит сухая, но отчего-то очень яркая трава. Стрекочут и выпархивают из-под ног кобылки. И никакая фотография не передаст ни этого запаха, ни этих звуков.
А дальше ты катишься по Чуйской степи. Окружающие скалы меняют цвет на оранжевый. Пахнет пустыней. Нечто марсианское проскакивает в пейзаже. Высота уже более двух тысяч. Твою, и без того пошатнувшуюся крышу, сносит окончательно.
Здесь можно заскочить на «Марс». Наш, российский, алтайский «Марс». Причём «Марс» в этих краях не один. Тот, где толпы народа, к которому проще всего подъехать - яркий и многоцветный. Тот, к которому добраться несколько сложнее - терракотово-красный и пустынный.
Кош-Агач. Немного вперёд, и ты уже в Монголии. Но, не в этот раз. Сейчас подвеска машины отрабатывает гребёнку Чуйской степи. Форд мчит на юг - в сторону погранзаставы и плато Укок.
Погранцов проходим быстро.
Не мечтал я так скоро, всего три года спустя, снова петлять по этой дороге. Теперь справа от тебя отроги Южно-Чуйского хребта, а слева бурлит Джазатор. Он, то бурный и узкий, то разливается шире и делается спокойным. Вон, на другой стороне реки по склону горы круто вверх пошла дорога – это дорога на перевал Бугумуюз.
Проезжаем деревню Беляши, поднимаемся в горку, спускаемся и видим Аргут. Широкий, мощный, белый. Мы встаём прямо там, метрах в ста от моста, на зелёной поляне между хвойным лесом и песчаным пляжем Аргута.
Это был один из самых ярких, один из самых запоминающихся дней.