Найти в Дзене
12 ЭТАЖ

Чаще всего подросток режет вены, чтобы почувствовать, что он… жив

«60 % от всего числа повреждений, которые подростки наносят сами себе, занимают порезы. И это не попытка свести счеты с жизнью. Напротив, чаще всего подросток режет вены, чтобы почувствовать, что он… жив», - говорит клинический психолог Ольга Кульнева.
«Буду резать, буду бить» Чаще всего к порезам в сложных для себя ситуациях прибегают девочки 13 - 16 лет, мальчики 12 - 18 лет. Дети младшего школьного возраста тоже наносят себе повреждения – бьют себя кулаками по голове, обкусывают до крови ногти, могут биться головой об стену. Одна из причин, почему ребенок решается нанести себе травму, - желание обрести независимость.
- Например, ребенок решает проблему сепарации – отделения от родителей. Ему нужно как-то выделиться в своей референтной группе. И если в ней кто-то порезался, он тоже будет это делать, просто для того, чтобы продемонстрировать принадлежность к коллективу: «Смотрите, я делаю, как вы», - говорит клинический психолог областного психоневрологического диспансера № 1, ру

«60 % от всего числа повреждений, которые подростки наносят сами себе, занимают порезы. И это не попытка свести счеты с жизнью. Напротив, чаще всего подросток режет вены, чтобы почувствовать, что он… жив», - говорит клинический психолог Ольга Кульнева.

«Буду резать, буду бить»

Чаще всего к порезам в сложных для себя ситуациях прибегают девочки 13 - 16 лет, мальчики 12 - 18 лет. Дети младшего школьного возраста тоже наносят себе повреждения – бьют себя кулаками по голове, обкусывают до крови ногти, могут биться головой об стену.

Одна из причин, почему ребенок решается нанести себе травму, - желание обрести независимость.
- Например, ребенок решает проблему сепарации – отделения от родителей. Ему нужно как-то выделиться в своей референтной группе. И если в ней кто-то порезался, он тоже будет это делать, просто для того, чтобы продемонстрировать принадлежность к коллективу: «Смотрите, я делаю, как вы», - говорит клинический психолог областного психоневрологического диспансера № 1, руководитель проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому» Ольга Кульнева. - Если родители подростка нарушают его личностные границы, жестко контролируют жизнь, то порезы могут быть реакцией протеста: "Хотя бы со своим телом я могу делать что хочу".

Другой причиной может стать подсознательное желание ребенка проверить, а жив ли он вообще (в моральном смысле), может ли он испытывать эмоции.

-2

- Такая ситуация может сложиться после психологических травм, - поясняет Ольга Кульнева, - будь то семейное насилие, конфликтная ситуация с друзьями или травля в учебном заведении. Какова реакция человека, получившего психологическую травму? Происходит некая эмоциональная заморозка, на эмоции как бы ставится щит. И ребенок - опять же в силу своего незнания и отсутствия опыта - не понимает, что происходит. У него возникает ощущение: «Я не живу. Ничего не чувствую». Что происходит дальше? Как вариант, он себя порезал. И сделал это для того, чтобы почувствовать, что он живой.

Будьте внимательны! Любому подростку хуже всего тогда, когда к нему безразличны. Необходимо внимание - любое, даже негативное.
- Через самоповреждение ребенок решает психологические проблемы, которые не может решить другим способом, - поясняет специалист. - Но если подростка лишить этого, не предоставив конструктивную альтернативу, он может выбрать еще более деструктивные варианты поведения. То есть порез - это своеобразный маячок, сигнализирующий о том, что в душевном состоянии подростка что-то не так. И этот знак родителям нужно истолковать верно. Не пугаться, не паниковать. Иначе ребенок еще больше отодвинется от взрослых. Он и так уверен, что его не понимают, а если со стороны взрослых к этому будут добавляться агрессия и злость, сопровождаемые гневными вопросами: «Что ты делаешь?!», «Совсем ничего не соображаешь?!», то он сделает по-другому.

-3

Что делать, обнаружив на теле ребенка порезы?

1. Не паниковать, не устраивать скандалов.
2. Не запугивать.
3. Предпринять попытку поговорить.
- Скажите: «Я чувствую, что тебе плохо, так бывает. Мы все время от времени переживаем тяжелые моменты». 4. Начать проявлять интерес к жизни ребенка. Главное, не перегнуть палку и не докучать вопросами по поводу и без.
5. Пересмотреть свое отношение к воспитанию. Попытаться разобраться, что именно вы делали не так. Нужно не просто что-то сделать (действие ради действия), а полностью изменить стиль воспитания.
6. Проанализировать, какие взаимоотношения в семье, насколько они открыты.

- Огромная проблема многих семей – закрытость в проявлении эмоций, - считает Ольга Анатольевна. – То Ребенок, видя, что мама чем-то расстроена, задает вопрос: «Что случилось?» А она, сжав зубы, отвечает, что все нормально. У ребенка возникает когнитивный диссонанс. Он видит, что что-то не так, а мама говорит, что все в порядке. Надо говорить с ребенком! В доступной форме объяснить, что происходит. Когда ребенок злится, это нужно принимать, а не гасить его эмоции. Ребенок имеет право злиться. Отреагировать можно следующим образом: «Я тебя понимаю, на твоем месте я бы тоже разозлилась».