Найти тему

«Я снимаю, потому что не могу не снимать»

Анна Тараткина

В наше время фотографирование стало настолько естественным и обычным делом, что факт обучения фотоделу может показаться лишним. Так ли бесцельно освоение фотографического мастерства на самом деле? Об этом и многом другом мы поговорили со студентом первого курса СПбГИКиТ, фотографом, оператором, участником различных фотовыставок и просто талантливым человеком - Иваном Миклиным. Свои работы Иван публикует в группе «Вконтакте», которая носит название «иклмн фото».

Фото предоставлено И.Миклиным.
Фото предоставлено И.Миклиным.

- С чего началось твое хобби? Почему выбор пал именно на фотодело, и какие чувства ты испытывал в самом начале своего пути?

- Однажды, когда я был в десятом классе, в очередной вечер за просмотром фильма я понял, что именно это мне и нравится. Поделился с родителями, вместе начали поиск фото-видео школы. На следующий день я уже был на занятии по фотографии. Мне хотелось узнать принципы композиции в кадре, научиться пользоваться камерой, чтобы начать снимать кино. Фотография затянула меня целиком и полностью. Мне очень повезло с моим учителем, Андреем Александровичем. Тогда я очень много практиковался, отдавал делу все свои силы и эмоции. Фотография стала для меня настоящим открытием. Я много удивлялся, исследуя мир через линзы объектива. Но начинать всегда тяжело, особенно, если ты ничего раньше не знал об этом деле. Мне кажется, что именно эта растерянность и рождает огромное желание к познанию, попытке систематизации окружающего тебя хаоса знаний. Учась на первом курсе, я испытываю что-то схожее, только уже по специальности кинооператора.

- Родом ты из Йошкар-Олы, но местом учебы избрал культурную столицу, способствуют ли питерские пейзажи твоему творчеству или большой город губит таланты?

- Здешние архитектурные достояния культуры, как мне кажется, в наше время обесценились из-за огромного внимания к ним. Памятники истории стали попсой, до их сути тяжело пробиться через многолетний налет небрежного отношения. Здесь, скорее, интересна атмосфера города, которая едва уловима. Она изредка показывается из стареньких дворов-колодцев. Меня, в первую очередь, привлекали люди, которые, как и я, горят какой-либо идеей, готовы на все для ее воплощения.

- А в чем вообще находишь вдохновение?

- Вдохновение рождается, когда я вижу нечто необыкновенное в совершенно обычном предмете или месте. Если увидел такое и не сфотографировал, даже не попытался, будешь еще долго себя ненавидеть. Например, сегодня в метро зашел мужчина с полутораметровым деревом в горшке, которое цвело фиолетовыми лепестками. Удивительно, но на него никто не обратил внимания. В такие моменты рука уже автоматически тянется в сумку за камерой. Я снимаю, потому что не могу не снимать.

Фото предоставлено И.Миклиным.
Фото предоставлено И.Миклиным.

- В твоем понимании, фотограф - это в первую очередь одаренная творческая личность или все-таки хорошо обученный мастер своего дела?

- Фотография бывает разной: творческой, спортивной или свадебной. Как бы то ни было, фотограф должен многое знать о фотоаппарате, объективе, свете и т.д. Мне кажется, что необходимо сначала научиться азам, а уже после, когда ты освоишь инструмент, пробовать что-то создавать. Идеальный фотограф - это удачное сочетание творчества и технических знаний.

- Отсюда невольно возникает вопрос: лично для тебя фотодело - это в большей мере самостоятельный вид искусства или источник заработка?

- Скорее искусство. Способ что-то показать, передать свои чувства. За все это время я практически ничего не заработал фотоискусством. Хорошую фотографию нельзя заставить родиться, даже при помощи денег. Она появляется сама по себе, когда что-то сходится снаружи и внутри фотографа.

- Как думаешь, востребованы ли фотографы в современном мире гаджетов и любительских «зеркалок» по вполне доступным ценам?

- Конечно. Имея даже самый передовой смартфон или зеркалку, многие люди до сих пор не умеют фотографировать, никто не обучал их фотографической грамоте. При желании можно сделать прекрасный снимок, без шуток, даже на спичечный коробок. Фотограф - это умение, знание, видение.

- Когда ты сможешь точно сказать себе: «Я успешный фотограф и оператор»? Какие события должны этому предшествовать?

- Не хочу становиться успешным. Мне больше хочется стать мастером своего дела. Снимать идейные, хорошие фильмы.

- Какие у тебя планы на будущее? Может, мечтаешь снять собственный полнометражный фильм, организовать фотовыставку своих работ или, вообще, стать режиссером?

- Сейчас снимаем с ребятами документальный фильм про основателя фестиваля «Послания к человеку» Михаила Литвякова. Хочется сделать все качественно и интересно. Желаний, конечно, бескрайнее множество и полнометражный фильм, и выставка, и режиссура, но всему этому необходимо учиться. Сейчас больше всего хочется снимать, чтобы ничто не мешало, а потом и посмотрим, что выйдет.

- Что бы ты посоветовал совсем зеленым, начинающим фотографам?

- Больше смотреть фотографии мастеров, практиковаться, снимать и стараться сделать что-то свое интересное и неповторимое.