Как мы уже писали, для защиты Венеции о постоянных наводнений в настоящее время разрабатывается проект, носящий название MOSE ( аббревиатура от итальянского Modulo Sperimentale Elettromeccanico – «Экспериментальный электромеханический модуль»).
Суть проекта – создание сплошных рядов из 78 мобильных (откидных) барьерных элементов в проливах Лидо, Маламокко и Кьоджа, соединяющих Венецианскую лагуну с Адриатическим морем. Срок их эксплуатации был рассчитан на 50 лет (по некоторым данным, на 100 лет).
Реализация проекта MOSE началась в 2003 году. В 2006 году он был пересмотрен по бюджетным причинам. В 2008 году сообщалось о готовности проекта примерно на 40%.
Позже из-за экономического кризиса окончание работ по MOSE постоянно откладывалось. Сначала планировалось завершить их в 2011 году, потом – в 2014, 2016, 2018, 2020, 2022 году.
Помимо таких серьезных задержек произошли и гигантские перерасходы средств. Изначально планировалось потратить около 1,6–3 млрд евро, потом 4,2 млрд евро, но итоге эта сумма выросла до 7 млрд евро.
Если же говорить о расходах на эксплуатацию и техническое обслуживание барьеров, когда они будут введены в строй, то первоначальные сметы составляли от 12 до 18 млн евро в год. Теперь разные источники сообщают, что придется тратить от 50 до 105 млн евро в год в зависимости от того, насколько часто придется поднимать штормовые ворота.
Затраты на реализацию проекта, а также на управление и поддержание его готовых конструкций оказались гораздо выше стоимости альтернативных систем, используемых для защиты городов от затоплений в других странах, например в Нидерландах и Великобритании (хотя сторонники MOSE наивно уверяют, что проект за 50 лет полностью окупит себя за счет сокращения расходов на обслуживание и ремонт зданий и сооружений в Венеции и ее пригородах после наводнений).
Небывалые перерасходы и задержки реализации проекта объясняются, по всей видимости, не только экономическим кризисом, но и высоким уровнем коррупции.
Кроме того, уже сейчас имеются все признаки того, что проект комплекса барьеров MOSE и его реализация оказались несовершенными. Например, для создания мобильных барьеров использовалась не та сталь, что при предварительных испытаниях их прототипов. По этой или по другим причинам, но еще не достроенный комплекс барьеров (в том числе шарнирные крепления его элементов) начал усиленно корродировать под воздействием морской воды, мидий и водорослей. В результате коррозии и накопления осадков некоторые элементы MOSE начали заедать при подъеме и опускании и потеряли способность правильно функционировать (рис. 11). И даже еще не установленные элементы барьеров, слишком долго хранящиеся на суше, тоже начали корродировать под влиянием влажного морского воздуха. Да и одна из железобетонных конструкций, вмещающих элементы барьеров в проливе Кьоджа, уже развалилась. Были выявлены и тревожные признаки эрозии дна лагуны вокруг барьерных конструкций. А ведь в случае поломки ворот на этапе эксплуатации в будущем Венеция может быть затоплена.
Или, например, было запланировано, что барьеры будут автоматически подниматься только в случае повышения уровня воды на 1,1 м (примерно 10 раз в год на 5–6 часов). Но, например, площадь Святого Марка и некоторые другие зоны исторического центра Венеции начинают затапливаться уже при подъеме воды всего на 0,8 м. Поэтому для их защиты придется поднимать ворота гораздо чаще, чем было запланировано. Кроме того, если средний уровень моря поднимется на 0,5 м, то барьеры MOSE придется поднимать при приливах ежедневно, а если на 0,7 м, то они будут чаще закрыты, чем открыты (отметим, что, по оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, средний уровень моря может подняться к 2100 году на 18–59 см или даже до 1,5–2 м).
Когда итальянские власти поняли эту оплошность, они намеревались провести дополнительные работы, потребовавшие новых затрат в 100 млн евро. Но этих денег не нашлось. И это притом что примерно миллиард евро из общей суммы, выделенной на проект, исчез неизвестно куда, то есть был украден.
По этому поводу в 2014 году (в рамках расследования в связи с предполагаемыми фальсификациями контрактов) было арестовано 35 человек, связанных с MOSE, включая бизнесменов, политиков, чиновников и даже президента консорциума «Новая Венеция», мэра Венеции и губернатора региона Венето. Их обвинили в отмывании денег, взяточничестве, применении «откатов», использовании денег проекта для незаконного финансирования политических партий во время предвыборных компаний, в переводе денег на иностранные счета и в других формах коррупции.
Есть мнение, что недостающие для завершения MOSE средства можно найти путем возмещения незаконно присвоенных коррупционерами денег. Но пока этого сделать не удалось. Однако структура управления проектом была полностью изменена, а в его главе были поставлены новые люди.
Если данная тема вам интересна, полный текст статьи со списком источников и литературы можно найти в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ПЕРЕЙТИ
А мы продолжим рассказывать о защите Венеции от наводнений уже завтра.