Инструктор, тренер и педагог по боевым искусствам - это три разных профессии, которые подразумевают разный багаж знаний и умений. К кому из них вести своего ребёнка? Кто сможет лучше огранить талант юного бойца? Почему инструктор, тренер и педагог имеют разные требования к детям?
Все эти люди - педагог, тренер, инструктор - работают с молодыми людьми, обучая боевым искусствам. И когда вы приходите и приводите своё чадо на тренировки, то можете услышать от менеджеров, закатывающих глаза, такое:
- О! У нас просто супер-профессионал работает! У него четвёртый дан! Он уже десять лет как инструктор!
или такое:
- Это мощнейший тренер! Он работает уже тридцать лет! Региональных чемпионов готовит!
или скромненько так:
- Работает специалист. Данов нет. Чемпионов подготовленных нет. Зато - настоящий педагог! Учитель!
Глаза, в общем, разбегаются. Куда отдать чадо? И вообще - "кто все эти люди?!" Кто будет лучше?
По порядку.
Учитель/Педагог и Тренер обычно получают образование педагогического профиля. При этом тренер может иметь общее спортивное образование, а вот с педагога стребуют и общее педагогическое и специализированное отдельно по профилю. Инструктор может не иметь образования вообще - достаточно прохождения каких-либо частных курсов по выбранному профилю.
Учитель/Педагог обычно работает в системе основного и дополнительного образования. Тренер может работать как в госструктуре (спортшкола, спортклуб), так и у частников (фитнесс-центр). Инструкторов в госструктурах нет - там это не прокатывает, нужно по-любому образование по профилю, а не курсы.
Основная разница в этих трёх профессиях в подходе к процессу, исходя из их целей-задач.
Инструктор занимается обучением через обучение.
Тренер занимается развитием через обучение.
Педагог занимается воспитанием через обучение.
Что-нибудь понятно? Нет? Тогда на примере всем известной таблицы умножения.
Задача инструктора - научить ребёнка умножать на 2. Любое число! В любых конфигурациях! Найти и умножить на 2! Когда деть научится - потребуется второй инструктор, который научит его умножать на 3. И всё это за смешные деньги и всего за один месяц! Всего за месяц ваш ребёнок получит первый дан по умножению на 2! А за второй месяц - второй дан по умножению на 3! Только у нас, только сейчас супер-акция - бесплатно учим ещё и делить на 2 и 3!!!
К инструктору стоит вести тех детей, которые нуждаются во внешнем подкреплении своих успехов, в мотивации, в небольшой коррекции к уже проявившемуся таланту. Инструктора многих коммерческих структур всерьёз заинтересованы в поиске талантливых людей, которых ничему не нужно уже учить, но можно выдать их талант за свою работу.
Задача тренера - научить ребёнка умножать на 2,3,4 и вообще на всё! Вызубрить так, чтобы от зубов отскакивал ответ! И не надо ничего тут думать! Нужно просто запомнить, как сказал тренер! У хорошего тренера ребёнка уже через год среди ночи разбуди и он наизусть расскажет всю таблицу умножения! Вообще всю! Прямо от 2 до 9! Прямо и обратно! Поэтому это - суууупер-бизон, а не тренер!
К тренеру нужно идти тем, кто нуждается в соревновательном аспекте. Хороший тренер видит свою работу в первую очередь в победах ученика и, желательно, с каждым разом все выше уровень этих побед - город, регион, федерация, мир. Ученик, который не побеждает, не имеет соревновательного азарта, тренера всерьёз не интересует, даже если очень талантлив.
Задача учителя/педагога - научить ребёнка вообще понять - откуда она взялась, эта таблица умножения, как её считали, почему именно так. Высчитать лично с ребёнком каждую её позицию, сделав с ребёнком его персональную таблицу умножения. Да, она будет такая же, как и любая таблица умножения, но она будет его собственная, и вопросов, как посчитать любые числа вне десятка - перемножить, поделить, разобраться с квадратами и кубами - будет для него не проблема. Но... очень-очень нескоро...
К учителю можно приводить любых детей, кроме озабоченных азартом побед и восхищением окружающих.
По сути. Самая энергозатратная работа - работа учителя/педагога в образовании. И именно она сейчас может нормально ассоциироваться с теми духовными наставниками, о которых нам в 90-х так много напевали на уши боевики с единоборствами ) Очень часто эта работа - поднимание планки ребёнку, выравнивание самооценки, нормализация коммуникативных способностей и пр, и пр., что у нас обычно считают работой психолога. А ещё там же работа физиолога, работа врача ЛФК (если кто забыл - лечебная физическая культура), работа простого учителя физического воспитания. Главное - попасть не к бездушному работу, заваленному бумажной работой, а к профессионалу.
Из всех моих работ - педагога, тренера, инструктора - я больше всего устаю именно от педагогической деятельности. Просто потому что при правильном подходе и самоотдаче эта работа - адище. Но ничто не заменяет чувства удовлетворения от понимания каких высот достигают дети, которых ты за руку ведёшь к вершине...
Как-то так (с) )))