Найти тему
Год в истории

Красные ворота: как разрушали Триумфальную арку Петра I

Уважаемые читатели и подписчики канала «Год в истории»! Хочу представить вашему вниманию цикл статей, посвященных знаменитым, но, к сожалению, утраченным зданиям, сооружениям и памятникам. Убедительно прошу вас ставить лайки, если статья вам понравилась и вы хотите узнать больше о шедеврах русского зодчества в следующих статьях. Также жду от вас комментариев и оценки нового цикла. Приятного прочтения!

Победа в Полтавской битве 8 июля 1709 года над шведской армией короля Карла XII стала для России событием знаковым, а по сему в столице государства, Москве, по приказу Петра I были построены деревянные триумфальные ворота. Символизирующая победу арка расположилась на Мясницкой улице. После переноса столицы в Санкт-Петербург ворота постепенно приходили в негодность, а несколько пожаров приводили к многочисленным перестройкам.

В 1732 году триумфальная арка полностью сгорела, и лишь спустя десять лет, по случаю коронации дочери Петра I, Елизаветы, ворота были восстановлены. В 1748 году ворота вновь сгорели, после чего Правительствующий сенат постановил возвести новую арку, на этот раз из камня. Знаменитый архитектор Дмитрий Ухтомский приступил к строительству 26-метровых ворот в силе барокко, отличавшихся богатством оформления.

Красные ворота в середине XVIII века
Красные ворота в середине XVIII века

В 1757 году состоялось торжественное открытие триумфальной арки, благосклонно встреченной как представителями властей, так и горожанами. Белые колонны хорошо контрастировали с красными стенами, а многочисленные бронзовые фигуры и гербы губерний олицетворяли величие и мощь империи. За свой цвет триумфальные ворота стали именоваться Красными.

К середине XIX века сооружение неоднократно перекрашивалось, менялись отдельные элементы, а в 1854 году была даже создана специальная комиссия, выдвигавшая идею снова Красных ворот, но за сохранение вступился барон Дельвиг, руководитель работ по переустройству Мытищенского водопровода. В дальнейшем вопрос о сносе ставился еще несколько раз, но общественность не позволила демонтировать Красные ворота.

Открытка с изображением Красных ворот
Открытка с изображением Красных ворот

После появления в Москве трамвайного движения одна из линий была проложена прямо через Красные ворота, что было негативно встречено горожанами. После революции большая часть бронзовых деталей оказалась демонтирована, а сами ворота обветшали.

Красные ворота в 20-е годы
Красные ворота в 20-е годы

В 1926 году архитектор Алексей Щусев провел реставрацию Красных ворот, в ходе которой они были полностью покрыты белой краской. Однако это не спасло их от сноса, который был утвержден 27 марта 1927 года Президиумом ВЦИК. Официальной причиной стала помеха движению общественного транспорта в быстро растущей Москве. Несмотря на многочисленные протесты художников, архитекторов и горожан, 3 июня начался демонтаж Красных ворот.

Площадь Красных ворот в 30-е годы
Площадь Красных ворот в 30-е годы

Название триумфальной арки сохранилось в наименовании площади, на которой она находилась, а также станции метро «Красные ворота», открытой 15 мая 1935 года. Некоторые элементы ворот были спасены и сейчас хранятся в различных музеях Москвы. В наше время неоднократно поднимался вопрос о восстановлении Красных ворот, однако их возвращение на площадь маловероятно в связи со сложной транспортной ситуацией в столице.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал
"Год в истории"!