Найти тему
Вячеслав Вокин

Made in China. Гид по закупкам в Поднебесной.

Оглавление

Начиная эту серию постов, я прекрасно понимаю, что по этой теме сказано и написано уже море информации. Так сказать, пишу "не ради, а вопреки", пусть это будет и капля в море. Для меня это скорее некий гид для тех, кто озадачивает меня вопросами - как это сделать и жутко ленится заниматься поиском знаний самостоятельно.

Я работаю в сфере ВЭД уже более 10 лет, и за это время накопился немалый опыт. Последнее время все чаще сталкиваюсь с очень противоречивой информацией о работе с Китаем. Вокруг просто дикий информационный шум, и сформировался устоявшийся стереотип, что везти товар из Китая сейчас возможно только через серые схемы, а официально, это потеря денег. Это эхо "Черкизона" до сих пор звучит над "Садоводом".

Думаю этот топик интересен, как для тех, кто только планирует закупаться в Китае, так и для тех, кто уже имеет опыт работы в этом направлении. Все, что будет изложено ниже, основано на собственном опыте работы с китайскими производителями. Я не претендую на роль гуру или учителя и прошу не воспринимать мои повествования за 100% истину, возможно кто-то шел другим путем и приобрел более верные и ценные знания. Также хочу сразу предупредить о том, что все примеры, которые будут приведены ниже, подразумевают только официальные поставки (в белую). Так называемые «серые схемы», мною были использованы лишь при возникновении форс-мажорных обстоятельств, о которых я расскажу отдельно.

Для начала, вводные данные:

Мы предполагаем, что у нас уже есть небольшой бизнес, и настало время для его оптимизации. Возьмем для первого примера продажу аксессуаров для смартфонов, для второго- это снабжение подрядных организаций. Я буду использовать уже проверенную информацию собственных поставок. Возьмем два товара из разных категорий:

  • Первая позиция одна из самых распространенных и ходовых на данный момент - это чехлы для смартфонов. Объем планируемой закупки 1000 штук.
  • Вторая позиция тоже является ходовой в своем сегменте - это биметаллические радиаторы отопления. Объем планируемой закупки 7000 секций.

Мы предполагаем, что уже изучили и знаем наш рынок сбыта, конкурентов и их цены. Соответственно можем понимать какая себестоимость товара нас может устроить при импорте в РФ.

Цифры решают все.

Прежде всего, это расчет затрат на ввоз товара! Что входит в эти затраты:

  • Стоимость товара на заводе или в порту - большинство заводов-экспортёров дают цены на условиях FOB (это общепринятая практика), по согласованию сторон возможны поставки и на других условиях инкотермс. Простым языком - это цена с учетом загрузки в контейнер и доставки до порта отправления.
  • Таможенная пошлина - размер ставки таможенной пошлины определяется в ТН ВЭД ЕАЭС.
  • НДС - здесь все просто, он платится в 99% случаев и с этого года составляет 20%.
  • Доставка - доставка морем, жд транспортом, сухопутная или комбинированная.
  • Сертификация или декларация соответствия. Этому пункту позже будет особое внимание.

Эти затраты являются базовыми и без них никак не обойтись.

Поиск товара

-2


Основные каналы поиска у всех на слуху и давно известны - это выставки и интернет. Так как мы идем по пути наименьшего сопротивления, сразу переходим во всемирную паутину и глотаем «красную» таблетку. Там нас ждут все творения мистера
Ма- это Alibaba и 1688, а также более скромный Made in China. В первую очередь разберём Alibaba и Made in China. Сайты очень похожи между собой и если первый известен на весь мир, то второй более популярен в Северной Америке. Относитесь к этим ресурсам, как к каталогам. С их помощью можно составить список ваших потенциальных поставщиков, у каждого из которых есть своя страница, где представлены товары, примерные цены, контактные данные и другая информация. В большинстве случаев, цены у поставщиков на этих ресурсах выше, чем на 1688. Объясняется это просто, Alibaba и Made in China созданы для экспорта. Все компании, представленные на этих ресурсах, имеют экспортную лицензию, и в стоимость товаров включен китайский НДС и экспортные сборы. 1688 - это внутрикитайский сайт. Товары здесь предоставлены для внутреннего рынка, и компаниям нет необходимости включать в стоимость издержки экспортного оформления товара. Разница в цене на этих ресурсах, в большинстве случаев, это 10%. Преимущество 1688 - это большее количество поставщиков и производителей, соответственно более сильная конкуренция, что также положительно влияет на цены. О работе с сайтом 1688 я расскажу подробнее отдельным постом. В случае с биметаллическими радиаторами нам необходимо найти производителя (завод), в случае с чехлами нас устроит крупный продавец.

Как определить производитель это или нет?

А никак! Все рейтинги и подтверждения, указанные на страницах компаний, можно купить за деньги, поэтому смотрим на них только одним глазом. Если я использую такой поиск, то обращаю внимание только на срок существования аккаунта. При первичном поиске, на этих ресурсах отличить экспортную компанию от производителя возможно только по косвенным признакам. Один из главных - это собственный сайт, он будет указан в контактных данных. Ссылка будет некликабельная (копипаст вам в руки), а сайт возможно будет нарисован на колене мёртвого птеродактиля. Главное - это его наличие. Следующий признак производства - это представленный ассортимент продукции. Во-первых, он должен совпадать со страницей на Alibaba. Во-вторых, должна присутствовать единая товарная сетка. Невозможно представить завод, который производит одновременно и носки, и сковородки. Если мы ищем производителя радиаторов, то в товарной сетке должны быть радиаторы. После поиска и примерного отбора производителей отмечаем для себя 4-5 понравившихся компаний (доверяй своей интуиции), и собираем контактную информацию, указанную в профиле на поисковом ресурсе и официальном сайте.

Обратите внимание! В Китае абсолютно все используют мессенджер WeChat, для них он вся жизнь. Этот сервис объединил в себе все достижения цифровых технологий за последнее десятилетие, и рано или поздно, при работе с китайскими поставщиками, он вам понадобится. Многие поставщики практически сразу предложат вам перейти в WeChat для продолжения общения вне поисковых сервисов. Это очень ускоряет процесс общения, к тому же встроенный переводчик поможет вам начать диалог. Чтобы свести к минимуму ошибки перевода, рекомендую составлять свои фразы односложно и лаконично. Позаботьтесь об этом приложении заранее. Все полученные данные сразу сводим в Exel, в таблице указываем - наименование производителя, адрес, почта, моб. телефон, WeChat. Составив список контактов, готовим свой запрос.

Формируйте свой запрос как можно проще. Стандартное приветствие, интересующая модель и характеристики, фото, какая минимальная партия и цена. Обычно, при первом общении с производителем, я озвучиваю минимальную возможную партию закупки, оставляя таким образом место для манёвра, к тому моменту, когда придется торговаться. Готовый запрос отправляем всем поставщикам из списка - в чат акаунта на Alibaba, на указанную почту и в WeChat (если поставщик уже добавлен). Ждем ответ...