Глава католической церкви в Беларуси архиепископ Кондрусевич направил открытое письмо председателю Палаты представителей Национального собрания Владимиру Андрейченко и министру здравоохранения Валерию Малашко.
Письмо опубликовано на сайте catholic.by.
Архиепископ заявил, что Католическая церковь выступает против того, чтобы финансировать первую попытку экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) за счет бюджета. Вот его аргументы против ЭКО.
Святость акта зачатия
Кондрусевич отмечает, что процедура ЭКО нарушает святость акта зачатия.
«Зачатие становится результатом сотрудничества между женщиной и врачом, и это наносит удар по отцовству, отец фактически оказывается исключенным из процесса зачатия своего ребенка. Есть ряд исследований о том, как тяжело матери и отцу нормальные отношения со своим ребенком, зачатом «в пробирке»», — сказано в письме.
Гибель эмбрионов
«Процедура ЭКО невозможна без уничтожения эмбрионов, каждый из которых имеет такое же право на жизнь, как и каждый из нас», — пишет архиепископ. Он отмечает, что по официальным данным, ежегодно в Беларуси проводится более трех тысяч полных законченных циклов вспомогательных репродуктивных технологий.
«В результате этой процедуры рождается около одной тысячи детей в год. Соответственно, как минимум 2/3 зачатых детей погибает. Кроме того, при многих программах ВРТ производятся так называемые запасные эмбрионы, которые впоследствии используются для исследований, уничтожаются или замораживаются для дальнейших попыток ЭКО».
Бизнес на беде
По мнению Кондрусевича, ЭКО — это огромный бизнес на человеческой беде.
«Поэтому представителями этого бизнеса и связанными с ними медицинскими структурами замалчиваются тяжелые, иногда катастрофические последствия этой процедуры для женщины, а также данные о слабом здоровье, а иногда инвалидности детей, зачатых таким неестественным образом. Лечение таких женщин и детей этот бизнес уже не оплачивает: оно ложится на плечи налогоплательщиков, то есть нас с вами», — отмечается в письме.
Кондрусевич подчеркивает, что реальная информация об эффективности этой процедуры недоступна, в разных источниках называются разные цифры.
Рост коррупции
«Кроме того, втягивание коммерческих структур и финансирование их таким образом за счет бюджета приведет к еще большей коррупции и непрозрачности в сфере медицины, ведь ЭКО — это огромное количество дорогих медикаментов, анализов и обследований», — убежден архиепископ Кондрусевич.
Смогут ли дети из пробирки стать родителями?
Архиепископ задается вопросом: смогут ли дети, зачатые при помощи этой процедуры, самостоятельно стать родителями? Он также считает, что ЭКО «открывает широкие возможности для суррогатного материнства и торговли детьми».
«Следует помнить о том, что ЭКО стало отправной точкой для генетической инженерии, клонирования, отсеивания эмбрионов, сбора стволовых клеток эмбрионов, исследований по детям от трех родителей и гибридах человека и животных», — сказано в письме.
Аргументы поддержки роста демографических показателей неубедительны
«Сейчас в Беларуси рождается ежегодно около 100 тысяч детей: понятно, что 1 тысяча детей, рожденных в результате процедур ВРТ, проблему демографии не решает, — пишет Кондрусевич.— С другой стороны, нужно задуматься о 30 000 абортов, которые по официальной статистике делаются каждый год в нашей стране».
Может ли ЭКО вытащить Беларусь из демографической ямы?
Ребенок — не вещь, право обладания которой дается родителям
«Никто не может требовать для себя таких прав. Бесплодие — это суровое испытание для супругов, но человеческое достоинство не может быть принесено в жертву с целью владеть ребенком», — отмечается в письме.
Католическая церковь призывает врачей «стремиться вылечить бесплодие, а не заменять Богом данный дар плодотворности медицинскими технологиями, которые ставят под угрозу человеческое достоинство и приводят к уничтожению эмбрионов, не использованных для процедуры».
Для бездетных супругов всегда остаются актуальными усыновление или другие формы помощи детям, которые остались без опеки родителей. Святое Писание неоднократно призывает заботиться о сиротах.
«Финансирование этой бесчеловечной процедуры за счет бюджета делает нас всех ответственными за это зло, с чем мы не можем согласиться», — пишет Кондрусевич.
В начале февраля глава Министерства здравоохранения Валерий Малашко сообщил, что в Беларуси первую попытку ЭКО планируют сделать бесплатной. «Польза очевидна — более тысячи рождений в год», — заявил он. Планируется привлечь также коммерческие центры.
В Беларуси есть льготные кредиты на ЭКО, желающие могут брать кредит на процедуру с отсрочкой погашения.
В Европе любая работающая женщина имеет право на три бесплатные попытки ЭКО – эти расходы покрывает медицинская страховка. У наших соседей в Литве, Латвии, Польше при любой попытке пациенты оплачивают лишь половину стоимости операции. В Эстонии – всего 25%. В некоторых странах бесплодные пары платят только за препараты, или, наоборот, только за проведение операции.