Дистанция между актером и персонажем – это ключевое понятие актерского мастерства.
Именно в этом вопросе начинающие исполнители часто допускают ошибки.
Попытаюсь простым языком осветить этот вопрос.
Например, когда вы играете образ, с которым у вашей личности много общего, так сказать сильный резонанс и совпадение взглядов, убеждений и ценностей. Когда ваш выбор сильно совпадает с выбором персонажа, его отношение к другим людям, событиями ситуациям максимально импонирует вам. То в этом случае актер погружается в предлагаемые обстоятельства действия максимально и через себя пропускает максимум переживаний своего героя. Этот вариант часто встречается в драмах и трагедиях.
Но существует немало ролей, в которых позиция актера чуть ли не кардинально разнится с позицией персонажа. Например, когда речь идет об отрицательных или очень неказистых персонажах. В гротесковых комедиях, сатирических произведениях, фарсах и др.
В этом случае актеры используют метод «отстранения». То есть какую-то часть действия они играют, сливаясь с персонажем, а какую-то, дистанцируясь от него, демонстрируя свою позицию по отношению к своему герою (высмеивают, умиляются, сочувствуют, жалеют, критикуют, ставят под знак вопроса и так далее).
Очень сильно этот прием проявлен в пьеса Бертольда Брехта. Или легких комедиях, когда персонаж говорит (в сторону).
А также этот метод всегда используется в формах чтецких выступлений. Когда рассказчик в считанные секунды переключает свою актерскую позицию с главного героя на авторскую и других участников рассказываемой истории.
Мастерство рассказчика и состоит в том, чтобы быстро и ловко через интонации, действие и свое отношение жонглировать своим «перевоплощением».
За одну минуту можно сыграть короткими «мазками» огромное количество персонажей – кого-то фразой, кого-то мимикой, кого-то жестом и так далее, затем резко переключиться в позицию рассказчика и комментарием, репликой, выразить авторское отношение к происходящему или герою.
Умение находить нужную дистанцию – это свобода чтеца, актера, рассказчика.
Для того, чтобы этот процесс был верным, необходимо опираться на жанр, исследовать авторскую позицию и всегда понимать, и точно определять для себя, в каком месте произведения какая из позиций более оптимальна и интересна для выражения целого, стиля и идеи произведения.
Но филигранным, на мой взгляд, является исполнение роли, когда даже в глубоком слиянии с персонажем актер способен донести до зрителя именно свое отношение, свою позицию, не нарушив при этом общую стилистику спектакля.
Анатолий Андросов
Онлайн-школа Актерского мастерства и Ораторского искусства «АмОри».
https://vk.com/akterskietreningionline