…Только от жизни собачьей? А какая нынче у собак жизнь? У людей-то не очень, а у них и вовсе хоть вой. Существа, которых преданней и ласковей нет на свете, превращаются в злобных агрессоров, нападающих на людей. Начало 2019 года запомнится жителям Хакасии не только завалами мусора на пустырях вокруг городов, но и чередой несчастных случаев, связанных с атаками блуждающих по городам псов, усугубляющих «постапокалиптическую» картину.
И если с мусором более-менее разобрались, то с собаками история предстоит долгая. Абакан, не успев отдышаться от диванно-соцсетевых баталий по поводу выборов и козырных премий, вновь поделился на два лагеря: зоозащитники и «собаконенавистники». И снова страсти закипели. Снова затрещали клавиатуры у любителей посамовыражаться и поотстаивать свою точку зрения, но дальше этого пока дело никак не пошло.
«У меня был песик, мокрый носик, он страдал от блох…»
Меж тем всплеск нападений собак на людей был замечен в самых крупных городах Хакасии — Абакане и Черногорске. В городе угольщиков бродячие псы здорово покусали девушку и мальчика, а в Абакане от собачьей атаки пострадали несколько взрослых человек.
«В Абакане в районе ЗАГСа — на перекрестке Крылова и Дружбы Народов – напала стая из семи собак среднего размера. Их даже собака моя не напугала! Укусить им не удалось, но страшно было очень. Предполагаю, что если мы были бы без собаки, испугом бы не отделались… Со всех сторон разом кинулись!» – написала девушка в одной из соцсетей.
«Вчера такая же история была в районе Торосова–Лермонтова. Очень страшно повстречаться со сворой собак», – прилетела следующая история.
«Я боюсь гулять с ребенком на Полярке. В ЖЭУ говорят: приезжайте, пишите заявление. Муж постоянно на работе, машины нет, мне с грудным ребенком ехать к ним на такси и писать заявление? И пока они доедут, собаки в другое место убегут! Кому в этом случае жаловаться?» – пишет еще одна жительница Абакана.
«Купите газовый баллончик, цена вопроса небольшая, зато все живы и здоровы!» – советует молодой человек, не совсем понимая, что совет дает так себе, ведь от порыва ветра газ прилетит не только собакам, но и самой женщине и ее ребенку.
И таких рассказов — десятки. Вот так почитаешь, и страшно самому на улицу выходить, не то что ребенка отпускать.
«Ситуация несколько преувеличена», – комментируют местные власти. Вы серьезно? С выходом закона о защите прав животных, о котором так долго твердили зоозащитники, речь пошла уже о защите людей.
Как, по идее, должен сработать закон? Бродячие собаки должны быть отловлены профильной конторой, которая получила на это права, выиграв тендер, провакцинированы, поставлены на учет, стерилизованы и либо переданы в приют, либо розданы в добрые ответственные руки. Помимо частных, известных приютов для бесхозных животных, которые есть в Калинино и в районе Саяногорска, есть еще мелкие передержки, которые с проблемой явно не справляются. Более того, в районе Абаканвагонмаша город выделил территорию под стационарный приют, который на сегодняшний день забит под завязку. То есть, как обычно, идея неплохая, но не продуманна до крайности. Пока ищется ответственный за все человек, ведутся споры и перепалки, время идет.
Зоозащитники уверяют, что большинство бродячих собак все-таки не бездомные, чаще всего у них есть хозяева, которые плохо за ними смотрят, не обеспечивают вольером или крепкой привязью. Собака — существо любопытное и свободолюбивое и любит нет-нет, да сигануть за забор в поисках приключений. Или такой сценарий: взяли ребенку хорошенького щеночка, а он вырос в совершенно безобразную, по мнению родителей, собаку, с блохами, везде лезущей шерстью, сжирающую обувь в прихожей и спящую в любимом кресле отца семейства. Куда такого неугодного пса? Вон из дома!
Преданная своей семье собака долго будет пытаться вернуться в родной для нее дом, но очень часто, пережив такое предательство, становится агрессивной. И не по злопамятству своему, а «благодаря» инстинкту самосохранения.
Или мы еще любим, увидев хорошенького щеночка, не брать его к себе, а поселить рядом с подъездом, пару раз в день выносить ему борщеца или колбаски, вроде как богоугодное дело делаем.
– Погладив маленького щенка или собаку, дав ей ласку и кусок лакомства, мы рождаем в ней чувство благодарности, ведь собаки очень благодарные существа, – поясняет инструктор по дрессировке собак Тамара ГЕСС. – Она придет на это место еще раз и еще в надежде получить ту ласку и еду, которую дала рука человека, и в конце концов останется там жить. Потом вырастет и, если это сука, то принесет немаленькое потомство. Если же кобель, то просто будет охранять территорию. Сука же будет охранять и территорию, и детей. Так и появляются стаи. Один сердобольный любитель будет кормить, второй, третий, а вот четвертый и пятый, не такие жалостливые, будут пугать и пинать животное.
Вот вам и агрессия со стороны ни в чем не повинной собаки. Благими намерениями, как говорится…
Домашние vs бездомные
Закон плох, но это закон, и его неплохо было бы соблюдать. Но пока его реализация идет на уровне дележки выигранных в тендере денег, а они немалые. На приведение в порядок одной только собаки, по идее, должно уходить порядка 8 тысяч. Но, судя по результату, эти деньги идут куда угодно, только не по назначению. Сегодня агрессивную собаку нельзя пристрелить или отравить — попадешь под наказание, установленное законом. Но и оставлять в таком положении дела опасно для жизни. Ладно, если нападению подвергнется взрослый человек, крикнет грозно так: «Фу!», – псина, глядишь, испугается да и убежит подальше.
А если это первоклашка, пожилой человек, инвалид? Он не сможет дать отпор. При условии, что вообще сумеет увидеть надвигающуюся угрозу. Такой человек впадет в ступор и отдаст себя на растерзание (видимо, подзабыли о случае, когда несколько хозяйских стаффордов в Чапаево в клочья разодрали маленького мальчишку).
– Действительно, бродячие собаки, не знающие человека, редко кусаются, но те, что живут во дворах, на стройках и прикормлены людьми, не боятся человека и воспринимают его как существо, через которое легко можно добыть пищу, дав погладить себя или, наоборот, укусив и отобрав, – подтверждает мои мысли Тамара Гесс. – Прикормленные стаи начинают охранять «свою» территорию не только от своих сородичей-«чужаков», но и от людей, чаще всего нападения совершаются на детей, стариков, инвалидов, так как они более эмоциональны, что может вызвать у собаки недоумение, страх, агрессию. Собака чувствует, что человек физически слабее нее.
Пока власти разбираются, кто виноват и что делать… Пока предприниматели выясняют, кто лучше потратит выделенные государством деньги… Пока зоозащитники своими силами и средствами пытаются хоть как-то решить эту немаленькую и небезопасную проблему, давайте попробуем просто выжить в этой ситуации и научим своих родных и близких, как реагировать на нападение собак. (Насчет выжить я не преувеличиваю, ситуация принимает серьезный оборот, а впереди весна, «собачьи свадьбы», время, когда у собак кипит кровь и гормоны. Но есть надежда, что власти возьмутся за ум и, перестав собирать сплетни про «тех» и «этих», будут решать более значимые проблемы жителей).
– Чего категорически нельзя делать при нападении, так это бежать, махать руками, кричать – это еще больше раззадоривает собак, – советует Тамара Гесс. – Но, к сожалению, люди в момент страха не осознают этого. Нельзя поворачиваться к собаке спиной! Не нужно показывать страха и волнения, а, наоборот, необходимо быть более уверенным в своих силах, при нападении отбиваться сумками, пакетами, не дав себя укусить. Если нет ничего, то подставить рукав, а второй рукой наносить удары. Конечно, справиться со статей очень тяжело, я бы сказала практически невозможно, если только кто-то или что-то не спугнет их со стороны.
Люди, не один год занимающиеся воспитанием собак, прекрасно понимают, что никакая кастрация и стерилизация не лишают собак агрессии, это только предотвращает размножение стаи. А те, кто занимается законом, как обычно, не знают всей ситуации, полагаясь на пример других стран. Единственное, кастрированный кобель не будет ходить за течной сукой и охранять ее. В такой момент очень опасны кобели: сука, не готовая к вязке, бежит к людям, чтоб спасли ее от стаи увязавшихся за ней кобелей. А человек, погладив или отмахнувшись от нее, может «получить» от ее «женихов». Опять же дети, не осознавая и не понимая, почему столько собак ходят толпой, могут ненароком попытаться погладить какую-нибудь собачку, получив шанс быть покусанными.
У нас же не могут, а точнее не хотят, тратить деньги на бродячих собак, не хотят отстраивать приют, где будет работать нормальный персонал, не один и не два ветеринара, а где будет полноценный штат сотрудников: администратор, ведущий все наблюдения и записи, ветврачи, кинологи, которые будут работать с собаками, социализировать их.
Чтобы соблюдалось главное условие: не выпускать собак из приюта после кастрация и стерилизации, а оставлять там на пожизненное содержание, если собака не нашла после всех процедур нового владельца.
Однако у нас предпочитают тратить громадные деньжищи не на решение конкретных, уже назревших дальше некуда проблем, а на агитационные листовочки, календарики, плакатики, поездки по городам и селам. Меж тем, у чиновников, которые упорно игнорируют сложившуюся ситуацию, есть свои дети, да не по одному. Ах да, они же качественно защищены своими высокопоставленными родителями. Гораздо лучше, чем те мальчишки и девчонки, мамашки с колясками, бабульки с авоськами, которые каждый день вынуждены ходить по своим не столь важным делам, надеясь остаться незамеченными вон той стаей бобиков, которые, в отличие от нас, надежно защищены законом.
Анна СПАССКАЯ