Найти тему
Finfront

Обвал розничных продаж в США: рецессия близко

Статистика по розничным продажам в США за декабрь прошлого года шокировала аналитиков — вместо ожидаемого роста на 0.2% произошло падение на 1.2% (худший показатель за 9 лет). Часть экспертов заявила, что эта цифра ошибочна, а часть — что это признак скорой рецессии:

https://www.cnbc.com/2019/02/14/retail-sales-were-so-bad-its-either-suspect-or-a-recession-warning.html

Данные Департамента торговли США вышли с задержкой из-за правительственного шатдауна и не бьются с некоторыми другими показателями. Данные за январь также пока задерживаются.

Тем не менее, экономисты Уолл-стрит были вынуждены учесть декабрьскую статистику. Оценки роста ВВП США за четвёртый квартал были снижены (банк JP Morgan срезал цифру с 2.6% до 2%).

Последний раз более серьёзное падение потребительской активности наблюдалось 9 лет назад — в сентябре 2009 года, когда экономика США только-только начала выходить из рецессии, вызванной финансовым кризисом 2008 года.

Особенно сильно обвалились онлайн-продажи — сразу на 3.9%, что стало худшим падением за 10 лет, с ноября 2008 года.

Дайан Суонк (Diane Swonk), старший экономист в группе компаний Grant Thornton, указала на то, что падение розницы противоречит данным по росту занятости, и потому выглядит подозрительно. Возможно, эта статистика будет пересмотрена.

Есть, впрочем, и очевидные факторы, объясняющие редкое и неприятное снижение продаж в рождественский период.

В первой половине декабря биржевой рынок значительно упал, что крайне нехарактерно для этого месяца:

http://finfront.ru/2018/12/18/worst-december-since-the-great-depression/

25 декабря начался шатдаун — частичная приостановка работы федерального правительства США из-за отказа конгрессменов согласовать предложенный Трампом план расходов. Шатдаун продлился рекордные 35 дней:

http://finfront.ru/2019/01/28/shutdown-of-shutdown/

Эти события крайне негативно повлияли на новостной фон и могли отвадить американских граждан от магазинов, заставив их задуматься об экономии и накоплениях на чёрный день.

Из-за шатдауна успела несколько подзабыться история с продолжением подъёма базовых ставок Федрезерва, о котором много говорили и писали прошлой осенью. 19 декабря глава ФРС Джером Пауэлл объявил об очередном повышении ставок и о продолжении политики по сокращению баланса американского ЦБ. Впрочем, очень скоро руководство ФРС, обеспокоенное негативной реакцией рынка, намекнуло, что может временно прекратить поднимать ставки.

В результате, в конце декабря и в январе новости от ФРС смогли приподнять рынок. На прошлой неделе, однако, после известий о падении продаж и снижении оценок по ВВП в четвёртом квартале, наметился новый серьёзный заход биржевых котировок в красную зону

Индекс потребительской уверенности упал как по итогам декабря, так и в январе. Это может свидетельствовать о том, что январская статистика по продажам также будут негативной.

Если в ближайшие месяцы данные будут такими же плохими, то рецессия — гарантирована. Но даже если статистика улучшится, то особого оптимизма не будет. Это покажет, что американские потребители массово сворачивают покупки, когда рынок акций падает, и это означает, что в случае серьёзной коррекции на рынке, паника потребителей просто задушит экономику.

СМИ пора понять, что провоцирование массовой истерики и страхов у потребителей имеет вполне осязаемые экономические последствия.