Абсолютно все родители с восторгом воспринимают каждый маленький успех своего ребенка. Эти детские победы становятся предметом гордости всей семьи. Достижениями своих ребятишек любящие мамы и отцы делятся с сослуживцами на работе, соседями по дому и просто знакомыми. Многие родители в неудержимом стремлении к новым вершинам знаний стараются любыми средствами превратить свое чадо в вундеркинда. Ради этой цели они не жалеют ни сил, ни времени. Таким образом, процесс познания окружающего мира для ребенка превращается в своеобразное соревнование, организованное его родителями. И самым простым способом на пути к знаниям, по мнению мам и пап, является овладение навыками чтения.
Действительно, современный мир – это море информации. Чтобы не сбиться с правильного курса в этом водовороте, любой человек должен получить должное образование. Но насколько оправдано раннее обучение чтению детишек, и стоит ли торопить события. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Возрастные и психологические особенности детей
Когда родители обращаются к специалистам с просьбой разъяснить, во сколько учить ребенка читать, не все профессионалы приветствуют ранние занятия. Так, психологи утверждают, что такое обучение может привести к отрицательным последствиям. Поэтому в первую очередь надо исходить из психологических особенностей развития каждого ребенка. Причем даже самые опытные педагоги не способны ускорить естественный процесс психологического развития ребенка и формирования его личностных качеств, что тоже играет важную роль.
До шестилетнего возраста ребенок еще не способен воспринимать абстрактные образы, каковыми являются буквы и цифры. Нервная система детей запрограммирована на поэтапное развитие отдельных структур головного мозга, отвечающих за строго определенные функции. По этой причине форсировать события ни в коем случае нельзя. Но это вовсе не означает, что следует отказаться от идеи обучения ребенка чтению. Просто на этом поле надо действовать очень аккуратно и разумно.
Как правильно учить ребенка читать по слогам: игра в помощь
Известно, что особенно маленькие ребятишки предпочитают большую часть времени проводить за игрой. В этом увлекательном процессе они постигают правила жизни, учатся контактировать с другими детьми и взрослыми. Некоторые игровые приемы полезно использовать для обучения ребенка навыкам чтения. Жизненный опыт четырехлетнего малыша не позволяет ему еще понять значения букв и слов, но при правильном обучении он сможет прочитать простое предложение. К 5-ти годам у детей уже хорошо развито наглядно - образное мышление, поэтому дети такого возраста способны запоминать больше информации.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже развитие детей разделил на несколько этапов:
- От момента рождения и до двух лет – это сенсорно-моторный этап развития, когда формируются тактильные ощущения.
- Образный этап длится от 2 до 7 лет. В этот период ребенок осваивает родной язык.
- Логический период (7-11 лет) характеризуется развитием логического мышления у детей. В этом возрасте ребенок способен делать логические выводы.
Приведенная здесь классификация позволяет судить, что для освоения чтения больше всего подходит именно третий этап. Но современная жизнь сдвигает привычные границы, и многие родители начинают учить читать ребенка в 5 лет буквы, слоги и простые слова. Конечно, в этом нет ничего предосудительного, если процесс познания направить в правильное русло и придерживаться рекомендаций специалистов.
Чтобы чтение стало удовольствием: правила обучения детей
В помощь родителям, желающим научить ребенка читать, психологи разработали свод правил, которыми они должны руководствоваться.
- Начинать обучение чтению стоит только тогда, когда ребенок хорошо владеет разговорной речью. Это обязательное условие.
- Наличие хорошо развитого фонематического слуха – еще одно требование. Ребенок должен хорошо отличать звуки, находить общий звук в нескольких разных словах, выполнять несложные задания, например: какое слово начинается с буквы «М», а заканчивается буквой «А».
- Если у ребенка есть проблемы логопедического характера, он не сможет научиться правильно читать. Поэтому надо сначала заняться исправлением подобных нарушений.
- У ребенка должно быть хорошо развито пространственное мышление, поскольку ему придется читать слева направо. Если такой ориентир пока отсутствует, ребенок будет читать, как ему вздумается. Понятно, что такое чтение больше навредит, нежели принесет пользы.
Все перечисленные выше признаки у детей обычно формируются к пятилетнему возрасту. Но каждый человек индивидуален, а потому у одних ребятишек этот процесс может протекать в ускоренном режиме, а у других - с некоторым опозданием. Этот фактор тоже нужно обязательно учитывать.
Важный момент! В семьях, где принято детям перед сном читать сказки, учить наизусть стихотворения, малыши легче осваивают чтение.
Полезные рекомендации для родителей
В обучении чтению важны все моменты. В этом процессе огромное значение имеет не только то, как правильно учить ребенка читать по слогам, но также общая атмосфера и еще много других нюансов. Поэтому несколько простых советов помогут родителям преодолеть первые трудности и достичь серьезных успехов. Вот несколько полезных советов, которые следует взять на вооружение:
- Нельзя заставлять ребенка читать против его желания. Подобные занятия должны вызывать у малыша только позитивные эмоции.
- План каждого занятия нужно тщательно продумывать, поскольку от этого зависит успешный результат всего обучения.
- Не стоит давать читать ребенку длинные предложения, если он не понимает их смысл.
- Продолжительность занятий не должна превышать четверти часа. Нельзя забывать, что маленькие дети быстро устают и теряют интерес к предмету уроков. Лучше делать небольшие перерывы для отдыха.
- Нужно следить за правильной посадкой «ученика» во время домашних уроков: спина должна быть прямой, а ножки твердо стоять на полу.
- Огромную роль при чтении играет «правильное» освещение. Поток света должен падать слева.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что обучение чтению детей – это очень ответственный процесс. В каком возрасте начинать приобщать своего малыша к миру прекрасного, родители должны решить самостоятельно. Но в любом случае, к ребенку надо относиться как к личности со своими потребностями, а не как к инструменту для достижения целей, поставленных взрослыми.
Наш сайт: Winku.ru
Мы в социальных сетях: VK