Найти тему

Над Европой сгущаются тучи: 5 сценариев к 2025 году

Такие понятия, как демократия и правовое государство находятся под угрозой в Центральной и Восточной Европе, а динамика развития националистических настроений сводит на нет проект Европейского Союза. Ниже представлены пять вариантов развития событий на 2025 год

Перевод статьи Йорга Форбрига и Войцеха Пшибыльского

Митинг в Будапеште против Премьер-министра Виктора Орбана, январь 2019
Митинг в Будапеште против Премьер-министра Виктора Орбана, январь 2019

Йорг Форбриг является экспертом по Центральной и Восточной Европе в Немецком фонде Маршалла Соединенных Штатов Америки в Берлине (German Marshall Fund of the United States). Войцех Пшибыльский - главный редактор варшавского издания "Вышеградский взгляд".

Центральная Европа - это лаборатория, в которой можно увидеть будущее континента. Нигде столь огромное внутреннее и внешнее давление на европейский проект не проявляется так отчетливо, как в Вышеградских странах к востоку от Германии. Здесь за последнее десятилетие постоянных европейских кризисов, начиная с еврозоны и заканчивая проблемой беженцев, появился и укрепился скептицизм внутри самих обществ и по отношению к их западноевропейским соседям.

Возрождение национализма, а также явные тенденция недоверия к европейским понятиям демократии и правового государства в таких странах, как Польша и Венгрия, вызывают озабоченность. Экономическое развитие и уравнение региона с более богатой Европой теряет динамику. Ситуация в области безопасности в Центральной Европе резко ухудшилась в результате агрессии России на востоке континента. Партнерские отношения, будь то с Германией, США или Великобританией, становятся все более хрупкими, в то время как развивающиеся державы, такие как Китай, также смотрят с интересом на Центральную Европу. Таким образом, спустя 30 лет после падения "железного занавеса" под сомнение ставится не только успех демократических и рыночно-экономических перемен в регионе, но и место Польши, Словакии, Чехии и Венгрии в Европе. А значит и европейский проект в целом.

Молодая группа экспертов из Вышеградских стран разработала пять сценариев для Центральной Европы на 2025 год. Их доклад был недавно представлен Германским фондом Маршалла Соединенных Штатов и издательством Visegrad Insight в Берлине. В нем содержится обзор драматических, частично неблагоприятных и частично обнадеживающих событий, которые ожидаются в этом важном регионе Европы в предстоящие годы.

1. Триумф Иллиберализма

Первый сценарий предполагает, что идеи нелибералальной демократии, особенно выраженные в Центральной Европе, станут определяющими во всей Европе. За этим политическим и идеологическим течением кроется гибкое сочетание традиционного национализма, жестокой силовой политики и радикального популизма, отказ от либерально-демократических и конституционных принципов, скептицизм в отношении европейских институтов и открытая зависимость от таких авторитарных сверхдержав, как Россия и Китай. Как, в частности, демонстрировал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в течение многих лет, это сопровождается постепенным роспуском всех тех демократических контрольных органов, которые ограничивают осуществление власти в стране - будь то правовые системы, СМИ, политическая оппозиция или гражданское общество. Снаружи иллиберальные государства настаивают на абсолютном суверенитете и категорически отвергают любую критику или влияние со стороны европейских институтов. До сих пор Европа была в значительной степени бессильна перед лицом центральноевропейского иллиберализма. Кроме того, как показывает сила правых популистских партий, за пределами этого региона растет и их политическая, и социальная позиция. Если эта тенденция не будет остановлена - начиная с выборов в Европейский Парламент - то можно ожидать, что она пойдет по нисходящей спирали, которая подрывает демократию во все большем числе стран-членов ЕС и в то же время меняет направление европейской интеграции в сторону более свободной ассоциации национальных государств. Всего через несколько лет Европа может вернуться к зоне свободной торговли номинальных демократий.

2. Распад Центральной Европы

Возможно также, что нынешний нелиберальный толчок будет ограничен Центральной Европой и не приведет к глубоким изменениям во всех странах, как это уже произошло в Венгрии. В то же время нельзя исключать, что ЕС, наконец, найдет выход из своего длительного состояния кризиса и будет эффективно решать актуальные вопросы будущего - от экономического развития и миграции до внутренней и внешней безопасности. В этой связи следует ожидать, что Вышеградские страны будут все больше находиться на периферии и в напряженных отношениях с остальной Европой. Однако для решения этой проблемы страны Центральной Европы выбирают совершенно разные пути. Словакия, несомненно, будет единственным членом еврозоны в регионе, который будет стремиться к сохранению и дальнейшему укреплению своего места в центре процесса европейской интеграции. Венгерское правительство, наоборот, будет продолжать отдаляться от своих европейских соседей до тех пор, пока растущая автократизация страны не принесет окончательную жертву - членство Венгрии в ЕС. Польша, со своей стороны, переживает ослабление своего национального консервативного лагеря, чья поляризационная и антиевропейская политика отвергается большинством населения. Со своей стороны, ЕС поощряет такое возвращение в Европу, идя на значительные уступки Варшаве, не в последнюю очередь в финансовом плане и с точки зрения безопасности. Наконец, Чешская Республика должна ожидать "Чекзита". Под давлением как левых, так и правых радикальных оппонентов Европы пражское правительство проводит референдум, результатом которого станет швейцарская модель - единый рынок без политической интеграции. Однако в результате этих расхождений в политической динамике Центральная Европа распадается как политический регион.

3. Европа как брак по расчету

Этот третий сценарий основан на рациональном понимании - среди политических элит, а также широкой общественности Центральной Европы - того, что тесные связи с остальной Европой жизненно важны для выживания стран региона. Однако это понимание только усиливается под воздействием ряда кризисов, которые сотрясают Центральную Европу больше, чем остальной континент. Первый из них может быть результатом резкого ухудшения ситуации в области безопасности в Восточной Европе, где Россия действует еще более агрессивно, чем прежде, против своих прямых соседей - Украины и Беларуси. Это оказывает огромное воздействие на Центральную Европу, не в последнюю очередь в форме перемещения беженцев и сбоев в энергоснабжении. Еще один кризис угрожает региональной экономике, которая особенно подвержена глобальной стагнации или даже рецессии. Однако любой спад экономического роста в Центральной Европе имеет далеко идущие последствия для социальных систем, трудовой миграции, рынков недвижимости и банковского сектора. Как с экономической точки зрения, так и с точки зрения безопасности, после многих лет стабильности регион неожиданно оказывается на грани краха. В связи с этим правительства стран Центральной Европы вынуждены обращаться за помощью к ЕС. Несмотря на все предыдущие ссоры, Брюссель и отдельные европейские столицы отвечают на эту просьбу, составляя обширные пакеты помощи для Вышеградских государств. ЕС, разумеется, выдвигает четкое условие о том, что государства региона четко обязуются придерживаться европейских стандартов демократии, верховенства права и солидарности. В то же время, этот опыт помощи ЕС в обществах Центральной Европы приводит к проевропейским переменам среди многих, кто до сих пор был скептически настроен или даже враждебно настроен по отношению к ЕС. Таким образом, Центральная Европа возвращается к европейскому проекту, хотя и в обход.

4. Центральноевропейская весна

Результат четвертого сценария аналогичен, но основной движущей силой здесь является динамика поколений, которая часто играла определенную роль в европейской истории. После Первой или Второй мировой войны, а также в районе 1968 и 1989 годов, часто происходили значительные скачки в развитии, именно в те моменты, когда вспыхивали весьма специфические политические конфликты, связанные с различными социальными потребностями и настроениями. Растущие конфликты поколений наблюдаются и в современной Центральной Европе. Там политическая элита по существу оправдывает ожидания старших поколений, будь то идеологические, экономические или социально-политические. Однако потребности молодых поколений, будь то европейские ценности, европейская система образования, новые технологии или меняющийся образ жизни, почти не учитываются. Таким образом, нарастает давление проблем, которое уже привело к первым протестам, особенно со стороны молодежи Центральной Европы. Эпицентр этого конфликта поколений может лежать в Польше. С одной стороны, миллионы поляков имели опыт работы и учебы в других странах ЕС, которые имеют отношение к их собственной стране. С другой стороны, Польша традиционно обладает высоким потенциалом социальной мобилизации, особенно в нынешних крайне поляризованных настроениях. Польша с ее независимыми регионами, ее ярко выраженным гражданским обществом, независимыми СМИ и сильной экономикой также имеет целый ряд противовесов центральному правительству Варшавы. Незначительного экономического спада или серьезного коррупционного скандала может быть достаточно, чтобы открыто спровоцировать этот конфликт и активировать всех этих акторов. Таким образом, Польша может вновь стать законодателем демократических преобразований в Центральной Европе, результатом которых станет ориентированная на будущее, европейская политическая культура, которая вновь будет преобладать во всем регионе.

5. Вакуум безопасности

В пятом и, несомненно, самом мрачном сценарии трансатлантическая архитектура безопасности, десятилетиями обеспечивавшая мир и стабильность в Европе, рушится. Этому уже препятствует частичный уход США из Европы и недостаточные европейские инвестиции в собственную оборону, а также ослабление политической сплоченности среди партнеров НАТО в последние годы. Хотя эти слабости известны уже давно, они проявляются в новом курсе противостояния России с Западом. В этой ухудшающейся ситуации в области безопасности Центральная Европа оказывается особенно уязвимой и вынужденной действовать. Поэтому отдельные страны пытаются компенсировать отсутствие коллективной безопасности посредством стратегического партнерства с отдельными крупными державами. Польша, например, все чаще обращается за двусторонней помощью к США, в то время как Венгрия расширяет свои и без того хорошие отношения с Россией. Чешская Республика и Словакия, в свою очередь, стремятся к их спасению в условиях политического нейтралитета. Кроме того, в странах Центральной Европы усиливаются авторитарные тенденции. Внешние риски безопасности служат предлогом для установления далеко идущего государственного контроля над СМИ и гражданским обществом, экономикой и общественностью. Однако Центральная Европа все больше отдаляется от своих западноевропейских соседей с точки зрения безопасности и внутренней политики. В результате Центральная Европа становится все более похожей на ту, что была в межвоенный период.

Что же делать?

На первый взгляд, эти сценарии могут показаться преувеличенными. Однако они только последовательно домысливают до конца динамику внутренней, экономической, социальной, европейской политики и политики безопасности, которая уже сегодня формируется в Центральной Европе и становится все более реальной. Это свидетельствует о настоятельной необходимости принятия срочных мер в регионе и за его пределами для ограничения негативных событий и продвижения позитивных сценариев. Важнейшей отправной точкой должно быть отношение к Центральной Европе во много раз более серьезное, чем это часто бывает в Западной Европе. Наблюдаемая динамика и ожидаемые сценарии не являются региональными особенностями и аберрациями, уходящими корнями в историю, культуру и месторасположение Центральной Европы. Напротив, они являются более ранним и сильным выражением глобальных тенденций, которые также становятся все более заметными в Западной Европе. Поиск правильных ответов на эти вопросы означает не только предотвращение худшего в Центральной Европе в краткосрочной перспективе, но и приведение всей Европы в ритм со сдвигами тектонических плит нашего времени в долгосрочной перспективе.

Разумеется, на Германию возложена особая ответственность в этом отношении. Центральная Европа является частью круга друзей, который окружает Германию со времен окончания холодной войны. Формирование, поддержка демократических и рыночно-экономических изменений и европейская интеграция этого восточного соседнего региона являются краеугольными камнями немецкой политики на протяжении десятилетий. Таким же образом, теперь задача Германии должна заключаться в том, чтобы помочь предотвратить дальнейший дрейф Центральной Европы. Как показывают предложенные сценарии, времени на это осталось мало.

Оригинал: bit.ly/2UWLUjY