Сегодня уважаемых читателей ждет последняя часть цикла "Бумажная война", в которой будут содержаться примеры военной пропаганды Французской республики периода Первой Мировой войны.
Но, прежде чем, приступить к теме, позволю себе небольшой экскурс в историю...
Ещё со второй половины XIX века отношения Франции и Германии трудно было назвать добрососедскими. В ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов Франция (тогда Вторая Империя во главе с Наполеоном III) потерпела поражение от Пруссии. По мирному договору, подписанному во Франкфурте, французы теряли две области на западе: Эльзас и Лотарингию, а также обязывались выплатить немцам немалую контрибуцию - 5 миллиардов франков.
Пользуясь случаем, в 1871 году прусский король Вильгельм I в Версале всенародно объявил о создании Германской империи. Так в центре Европы возникло новое, крупное и очень амбициозное государство, окрыленное военными и экономическими успехами.
Французы теперь постоянно испытывали тревогу: политика Германии была весьма агрессивна и базировалась на внешней экспансии. В 1887 году между странами настолько обострились отношения, что в воздухе явно витала угроза новой войны. В тот момент Франции протянула руку помощи Российская империя. Император Александра III смог отговорить, ценой больших усилий, кайзера Вильгельма I от начала боевых действий...
Наступил XX век, а отношения между Францией и Германией год от года только ухудшались, правда не столько в Европе, сколько в колониях. Два марокканских кризиса (1905-1906 и 1911 годов) вызвали серию серьезнейших дипломатических кризисов и чуть не привели к развертыванию полномасштабной войны. Обе стороны конфликта буквально ходили по кромке лезвия...
Боевых действий удалось избежать, но все будущие участники Первой мировой войны извлекли из этих событий поразительно одинаковый вывод: необходимо продолжать наращивание вооружений.
3 августа Германия официально объявила Франции войну и развернула масштабную наступательную кампанию, целью которой был захват Парижа к осени 1914 года.
Французское правительство мобилизовало все силы страны на борьбу с врагом. Это делалось и с помощью военных плакатов. Создаются иллюстративные материалы, нацеленные на поднятие боевого духа французов. В них противник изображается в виде различных "монстров".
Особое внимание уделялось распространению идеи единства всех стран участников Антанты.
В виду больших потерь на фронте, большое количество плакатов призывают граждан Франции оказывать помощь раненым солдатам, пленным, сиротам и обездоленным беженцам.
Также французов призывали не забывать и о страданиях союзников: бельгийцев и сербов.
Франция, также как и другие страны-участницы Первой мировой войны, быстро поняла, что данная война представляет собой не только состязание солдат на поле боя, но и соревнование рабочих за станками на фабриках. Выпускается серия плакатов, призывающих пролетариев трудится более эффективно и интенсивно; забыть на время о классовой борьбе, сплотившись под национальным триколором.
Горожан призывают экономить сырье, деньги, еду. Все излишки уходили на фронт, подпитывая усилия солдат, стоявших на защите важных стратегических рубежей.
Золото и драгоценности, из патриотических соображений, населению следовало сдавать на военные нужды. Эта мысль раскрывалась в следующем плакате:
Не обошли стороной французы и тему военных займов. Множество плакатов, как раз посвящено именно этой тематике. В большинстве иллюстративных материалов используются образы, отсылающие к героическим страницам французской истории: периода Великой Французской революции или Столетней войны.
Около общественных заведений (кафе, ресторанов) размешались вот такие плакаты:
Общая усталость от войны сказывалась на моральном духе солдат, были часты случаи дезертирства и неподчинения приказам. А весной 1918 года пришлось ещё и отражать последнее немецкое наступление на Париж. Появляются плакаты, призывающие потерпеть ещё немного и нанести последний удар, после которого наступит долгожданный и желанный мир.
11 ноября 1918 года будет подписано перемирие, после которого все боевые действия на западном фронте затихают. Франция могла наконец вздохнуть свободно - она не только сумела выстоять, но и довела эту войну до победы. Правда, это дорого обошлось Третьей республике...
Французские плакаты, на фоне агитационных материалов стран-союзниц, выглядят, наверное, довольно скромно. Причина кроется в том, что на военную агитацию и пропаганду из французского бюджета шли довольно скромные средства. Большая часть направлялась на более насущные нужды: наращивание выпуска боеприпасов, вооружения, на развитие авиации и формирование бронетанковых войск.
Однако, это не значит, что не было создано сильных художественных образов, способствовавших распространению и тиражированию идеи о необходимости доведения войны до победного конца.