Дмитрий Воденников о буме новой поэзии, инстаграме и котятах
Ну вот, а вы говорили, что поэзия умерла.
каждый раз, когда ты
говоришь своей дочери,
что кричишь на нее потому,
что любишь, ты учишь
ее путать злость с добротой,
что кажется неплохой идеей,
пока она не вырастет девушкой,
доверяющей своим обидчикам.
ведь все эти мужчины
так похожи на тебя.
Это напоминает известное: «Каждый раз, когда ты делаешь то-то и то-то, где-нибудь в мире умирает один котенок».
Под стихотворением название: «для отцов дочерей». Само же стихотворение взято из книги Рупи Каур «Молоко и мед». В инстаграме Рупи Каур 3,5 млн. подписчиков. Каждый раз, когда ты говоришь, что поэзия умерла, кто-то уже написал стихотворение, которому поставили 74 тыщи и маленький хвостик из 128 отметок «нравится». И безвременно почивший котенок оживает.
Ну, разумеется, находятся недовольные.
«Стихи? Ну, хм... Это больше похоже на сборник слоганов из модных женских журналов: "Твоя печаль обитает там, где печали не место", или "Вещь, которую стоит удерживать, никогда не упустят". А вот это вообще за гранью моего понимания: "Реки, текущие изо рта, это слезы, не вылившиеся из глаз". Что, извините? Я, правда, не поняла последний "слоган" (язык не поворачивается назвать это стихами)... А некоторые вот в восторге. Из трехсот девяносто одной страницы на трехсот восьмидесяти две-три строки по три слова максимум, и, напоминаю, без какой-либо рифмы. Причем на соседней странице этот же текст, только на английском языке. Сколько в пустую потрачено бумаги! Я в очередной раз убеждаюсь, что современная "поэзия" не мое. Пойду лучше разложу вокруг себя старенькие томики стихов Лермонтова, Есенина, Блока, По, Пушкина, сонеты Шекспира и буду наслаждаться их прекрасными рифмами и музыкальными строками. Пусть они излечат мой разум и глаза после такого чудовищного насилия над поэзией!»
Брюзжи, безымянный критик, лечи свой разум, наслаждайся прекрасными рифмами По и музыкальными строками Есенина, зато стихи еще одной современной поэтессы (Клео Уейд) печатаются на билбордах. Да что там на билбордах. На кроссовках «Nike». То есть безымянный хулитель, в сущности, прав. Это и есть слоганы для модных журналов.
- Что привлекает вас в поэзии как форме искусства? – спрашивает у Клео Уейд корреспондент.
- Я не умею петь, поэтому, - отвечает она.
«Береги свою первую любовь, ведь твоя первая любовь – это ты». Поэзия Клео Уейд появилась только потому, что Клео не умеет петь.
На уже упомянутых билбордах в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке живут следующие ее строчки: «Хотите любви? Будьте любовью. Хотите света? Будьте светом».
… Я недавно был на лекции журналистки Евгении Пищиковой, и она открыла мне бездны.
Оказалось, что в Америке двенадцать из двадцати лучших поэтов пишут именно в Инсте. Половина проданных поэтических сборников в США изначально написана там. 28 миллионов американцев, ведя здоровый образ жизни, читают поэзию, прикрепленную к картинке. Но и в книге эти тексты тоже востребованы.
Как сказано в одной статье, феномену новой поэзии посвященной: «Издатель Каур Кирсти Мелвилл удивляется такому резкому росту популярности этого жанра: «Поэтические сборники в книжных магазинах всегда хранились в уголке рядом с дверью в уборную, сейчас они лежат на полках с бестселлерами. Продаются не только современные поэты, но и классики», – говорит она».
Россия старается не отставать.
Недавно вышел российский мартовский номер Elle, полностью посвященный поэзии, так там наряду с моей колонкой о стихах на стенах и интервью со мной и Верой Павловой есть еще несколько (в линейку) интервью с современными поэтами и поэтессами. Например, с Ириной Астаховой.
Корреспондент ее спрашивает: «Вы даете по десять концертов в месяц в разных городах страны. Такой график не мешает творческому процессу?» И я, даже еще не успев прочитать ответ, как там всё обстоит у нее с творческим процессом, сразу думаю: «10 концертов в месяц – это же ужасно много».
Но Астахова отвечает: «Скорее напротив – в чем-то даже способствует».
Это удивительный феномен – такой всплеск интереса к стихам. (Я сейчас не говорю об их качестве: стихи это, не стихи, действительно ли поэзия умерла и это просто ее гальванизированный гигантски восставший труп – это сейчас не важно.) Откуда он, этот интерес? Почему сейчас? О чем это говорит? Мы на пороге новой эры? Или это очередной кошачий конец света?
…Впрочем, и в этом мире отфотошопленной красоты тоже уже начались свои войны. «В этом году поэтесса Ребекка Уоттс раскритиковала популярную работу инста-поэтессы Холли МакНиг. Она назвала стихотворения в инстаграме бесполезным и коммерческим кормом, которым может подкрепиться каждый. «Читатель мертв: да здравствует потребительский контент и мгновенное удовлетворение», – заявила она».
Хотите любви? Будьте любовью. Хотите быть коммерческим проектом? Будьте светом.
… И где-то в мире в этот момент умер очередной котенок.