Женские персонажи всё чаще занимают ведущие роли в поп-культуре. Увеличивается не только представленность женщин в произведениях, но и становится все более привычным видеть, как женские персонажи выступают в поп-культуре вне традиционных гендерных ролях.
Успех блокбастера "Безумный Макс: Дорога ярости" 2015 года, в котором женщина-солдат представлена в качестве главного героя, показал нам, насколько мы меняемся в нашем отношении к сильным женщинам в художественных произведениях. Однако это изменение не ограничивается кино и телевидением. Аниме часто бросает вызов и заигрывает с перестройкой концепций полов. Многочисленные анимационные сериалы и фильмы из Японии показывают сильных женских персонажей, уверенных протагонистов и даже формируют представительство персонажей в произведениях исключительно из женщин. Многие идут ещё дальше, разрушая традиционные представления о гендере на фундаментальном уровне.
Девочки и танки - один из таких аниме-сериалов, который пытается сделать это, исследуя альтернативные способы рассматривать гендерные роли, общепринятые представления и даже может быть воспринят как попытка деконструкции традиционных устоев.
Переосмысление женственности
Девочки и танки -это вселенная, в которой Танковые сражения широко практикуется как спорт, известный как "Танководство“. Важным качеством спорта является то, что он практикуется исключительно женщинами, обычно школьного возраста. Сериал Девочки и танки особенно примечателен тем, как в его вселенной предпринимаются попытки переопределить понятия женственности. Роль, которую играет Танководство в формировании женщин в обществе, становится очевидной, когда спорт впервые представляют главным героям. В школьной презентации спорта, Танководство рекламируется как боевое искусство, развивающее женственность, позволяющее девушке стать "Горячей, и несгибаемой, как броневая сталь. Притягательной, как грохот гусениц. Страстной и серьёзной, как башенное орудие". В ролике добавляют, что те, кто займется Танководством , "без сомнения, станут Великой женой, Великой Матерью, Великой карьеристкой и женщиной, которая понравится многим мужчинам". Эти утверждения особенно интересны тем, что танковый бой, деятельность, которая не будет восприниматься как женская в реальном мире, в некотором смысле насильственно связана с женственностью. При таком переназначении идеалов здесь демонстрируется, что концепция гендера может быть в значительной степени основана на социальном устройстве, а не на биологическом разделении.
Что касается персонажей, то их состав в подавляющем большинстве является женским. Это в значительной степени связано с тем, что Танководство в этой вселенной практикуется исключительно женщинами. Мальчики, аналогичного с главными героями возраста, не появляются в сериале. Да и немногие мужчины, присутствующие в аниме, являются либо членами семей, либо просто прохожими. Гендерный состав не обязательно ссылается на общество в мире, в котором доминируют женщины. Однако, учитывая, что представления о женственности, кажется, значительно отличаются в этой вселенной от понятий реального мира, можно сделать вывод, что здесь и гендерные роли далеки от традиционных. В любом случае, заполнение ролей женскими персонажами и превращение Танководства в женский спорт, противоречит норме классического повествования и вполне может служить имитацией того, как могло бы выглядеть общество, в котором доминируют женщины.
Важным моментом, в дополнение к нехватке мужчин, является и то, как сами мужчины изображаются в сериале. Синдзабуро, хотя первоначально показан зрителю как красивый и вежливый слуга семьи Исузу, в дальнейшем предстаёт, как высокоэмоциональный, ведомый в характере и охотно проливающий слезы, персонаж. Отец заряжающей танкового экипажа Юкари Акиямы, единственный мужчина, заслуживающий внимания. Имеет большое значение как он ведет себя по сравнению с его женой. В своем единственном появлении он, как показывают, чрезмерно взволнован, встревожен и комично неуклюж. С другой стороны, мать Юкари показана гораздо более уравновешенной и наделена сильными чертами характера куда больше, чем ее муж.
Цветы или пламя?
Несмотря на то, что представления о женственности изменяются, что бы соответствовать Танководству, традиционные нормы все еще остаются преобладающими в этом обществе. Это становится очевидным в эпизоде с участием наводчика танкового экипажа Ханы Исузу и ее матери. Практически в самом начале истории, Хана идёт против традиций своей семьи, отказавшись заниматься икебаной, чтобы посвятить себя Танководству. Полагая, что спорт не подходит для "чувственной и нежной” девушки, мать ханы отвергает ее и выгоняет из семьи. Позже в этой истории нам показывают, что Хана не отказалась от занятий икебаной полностью, несмотря на приверженность Танководству. Она идет дальше, создавая цветочную композицию вдохновленную спортом. Мать Ханы примиряется с ней, понимая, что Танководство не изменило ее к худшему, а вместо этого сделало Хану прекрасным художником.
Возможно, целью включения этого эпизода было поднятие вопроса о том, может ли человек участвовать в якобы не женской деятельности, не отказываясь при этом от самой женственности. Результат этого спора может означать, что это действительно так. Наличие опыта во флористике не привело к тому, что Хана стала менее эффективным наводчиком. Вместе с тем, её мать убедилась, в конце концов в том, что Танководство не сделает Хану менее женственной. Помимо вопросов о женственности, этот эпизод, возможно, несёт зрителю еще более ценный посыл: самое главное было не фактическое решение Ханы, а скорее то, что она приняла решение для себя, не заботясь об ожиданиях окружающих.
Не просто ствол
Фаллическая символика также может играть роль в деконструкции гендерных стереотипов в Девочках и танках . Фаллос, который является любым объектом, напоминающим эрегированный пенис, примечателен тем, что он представляет собой как материальную, так и психологическую силу, которая в противном случае была бы исключительной для мужчин.
Поскольку женщины не обладают мужскими гениталиями, наличие фаллического предмета иногда необходимо для того, чтобы продемонстрировать степень паритета. В отличии от волшебных палочек, изображенных в аниме Сейлор Мун, стволы танковых орудий, используемых в сериале, могут быть интерпретированы как фаллические символы силы. Они не только значительны в визуальном смысле, но также значительны в их способности поставить индивидуумов в равное положение. Независимо от того, является ли стрелок за орудием мужчиной или женщиной, сильным или слабым, большим или маленьким, его возможности не уменьшаются.
Еще одна интересная деталь, чтобы отметить, как танк, управляемый главными героинями, модернизируется орудиями с более крупными стволами на протяжении всей истории. В начале сюжета танк вооружен короткоствольной гаубицей. Однако, по заключению истории, он модернизируется более длинным и мощным противотанковым орудием. Можно установить связь между этой прогрессией вооружений и ростом протагонистов как великих практиков Танководства. По мере того, как команда приобретает мастерство в своем ремесле и продолжает выигрывать битву за битвой, их символический фаллос становится больше по размеру.
Преодоление мужского взгляда
Можно по праву считать сериал продуктом мужского сексуального влечения, не преследующим никакой цели, кроме как побаловать свою аудиторию привлекательными молодыми девушками и военной техникой.
Когда дело доходит до японской анимации, использование в основном женских персонажей ни в коем случае не является революционным, и это совсем не обязательно подразумевает феминистический или эгалитарный посыл.
Тем не менее, имеет смысл воспринимать Девочки Танки с социально-политической точки зрения и интерпретировать сериал как сатиру на гендерные нормы или как заигрывание с выступлением за расширения женских прав и возможностей. Забегая вперед, зрители могут задать вопросы о том, что же представляет собой женственность, где можно провести грань между мужским и женским, и о том, как сила может быть представлена с уважением к полу.
Принимая во внимание исторические события, использование танков для расширения прав и возможностей женщин не выглядит такой уж абсурдной отсылкой к действительности. Помимо снайперов, пулеметчиков и зенитчиков, женщины Советского Союза также служили в танковых экипажах во время Второй мировой войны. Женщины-танкисты, такие как Александра Самусенко и Мария Октябрьская, героически погибшие в бою, продемонстрировали, что совсем не обязательно отказываться от женственности, что бы стать "горячей, и несгибаемой, как броневая сталь. Притягательной, как грохот гусениц. Страстной и серьёзной, как башенное орудие" Аналогичным образом, персонажи Girls und Panzer смогли сделать то, что исторически было мужской работой, и сражаться, не отказываясь от своей собственной индивидуальности.
---
Подписывайтесь на канал и делитесь материалом с друзьями! Ваши комментарии вдохновляют нас!