Ева Володина расспросила дальнобойщицу Евгению Маркову о сексизме на работе, любви к дороге и личной свободе.
Русский шансон, большегрузы, переезды по несколько тысяч километров. Всплывает образ брутального мачо родом из девяностых? Но стереотипы рушатся. Теперь и женщина за рулем фуры — не экзотика. Дальнобойщица Евгения Маркова рассказала о сексизме на работе, любви к дороге и личной свободе.
Почему грузоперевозки?
Почему-то есть распространенный стереотип: если во мне страсть к накручиванию миль, то тут отец или дедушка виноваты. Спешу разочаровать. Любовь к дороге возникла сама по себе. В детстве рано понравилось кататься на машине, но сама за руль я села аж в 23 года. Была ли я боевым ребенком? Скорее болезненным, но упорным. С одной стороны — постоянные освобождения от школьной физкультуры, с другой — триумфы в секции по скоростной стрельбе и в ножевом бою. Прямо феминисткой-феминисткой я не росла. Но знала твердо: если кто-то говорит, что девочке нельзя чем-то заниматься, то этот кто-то неправ. Да и не от большого ума утверждает. Да, водить я начала в 23, но отъездила тысячи миль раньше. В 17 лет, на первом курсе, авантюризм пересилил. Уехала из родного Лыткарино в Санкт-Петербург. Ну кто тогда не хотел бросить все и уехать в Питер? Так я начала путешествовать автостопом, исколесила Россию вдоль и поперек. От Москвы до Сахалина, так сказать. Автостоп дал мне опыт, как ни странно, знание трасс и много нужных знакомств, благодаря которым я потом и смогла устроиться на работу. Родители обзывали космополиткой, обвиняли в стремлении к карьерному росту, но в итоге независимость восторжествовала.
Чем занимались до того, как определились?
В копилке два высших. По первому я — специалист по защите информации, по второму освоила менеджмент. В универе познакомилась с будущим мужем, Алексеем. Работала в сфере IT, в “Касперском”. Параллельно катались с супругом на машине, народ это все серьезно не воспринимал. Но в итоге дорога пересилила, и я ушла к большегрузам. Там уже все охающие и ахающие вздрогнули. Сейчас за плечами опыт и российских, и зарубежных перевозок. На дороге подбираю автостоперов, сама ведь такой была. Они тебе и заснуть не дадут, и жизненными премудростями поделятся.
Часто встречаете сексизм в профессии?
В России дальнобойщиц около 50. У нас даже организация своя есть: “Ассоциация дальнобойщиц России”. В Европе встречала коллег прекрасного пола тоже. Дискриминации, как выяснилось, хватает везде. Как-то гружусь я с Перми на Кимры и слышу от дальнобойщиков (а иногда и от самих милых дам!): "Это даже опытные мужики не все могут! А вот это ты не хуже мужика делаешь!" и так далее. Но ведь чисто мужских дел нет вообще. А чисто женское дело, как по мне, одно — рожать. И то, если есть возможность и желание. Некий товарищ из Минтруда говорил: “А вдруг женщине придется в силу обстоятельств пойти на вредную работу?”. Я знаю, что у меня часть друзей тоже боятся полной отмены списков по причине "А вдруг заставят". Я вот все механизм этого страха не пойму. Где у нас и кого заставляют работать, да еще и на достаточно оплачиваемых, сложных, требующих длительного обучения работах? Объясните мне еще раз. Я знаю, что уже объясняли, но доводы эти ничего в себе не несут.
Есть зарубежный опыт работы? В чем разница?
Часто спрашивают: “Зачем ехать в Европу, чтобы потом из нее ездить в Россию?”. Как раз-таки потому, что женщина. Была бы мужчиной — не нужно бы было. К слову, парней из России в Kreiss (рижская компания грузоперевозок) нет. Потому что мужчине такой квалификации легче устроиться в России с такими же зарплатами. Тут у всех глаза на лоб, когда видят, что я умею.
Для меня в работе близок процесс, тысячи километров в день. И не важно, на родине или там. А что про Европу говорят: “Переезжай на запад, там и уровень жизни, и зарплаты”... Всякого хватает. Пусть есть моменты, что за бугром выхоленные заправки, протесты даром не проходят. Но есть большое “но”. Те же бастующие дальнобойщики во Франции, например, за отмену рейсов на расстояния более 400 километров выступают. Ну и какие они с такими претензиями дальнобойщики?! Везде, так сказать, своя бездуховность. Иной раз показываешь коллегам из Германии фотографии из Мурманска, а те в шоке, как я короткий участок без асфальта проехала. Из плюсов — уснувших за рулем реже найдешь и качество техники завидное. И женщины. Встретили двух тракерок-итальянок. На ДТП к нам приехал женский экипаж из трех очаровательных француженок-полицейских. В Италии нас грузила карщица вместе с сыном. Почему надо запрещать женщине то, с чем справляется подросток? Горы Мон Блана и подбитый фашист тут ни при чем.
А пицца в Италии от нашей не отличается, ИМХО.
Меняется ли отношение к людям с такой “жесткой” работой?
Люблю наблюдать за людьми. Что за рубежом, что у нас. Наряду с бескультурщиной встречались приятные находки. В поезде в Ригу ехал мужик, который не ложился спать вообще. Почитал, сходил в вагон-ресторан, поел, попил, вернулся — граница, а там уже и приехали. Когда его спросили: ”Почему не ложитесь?”, он сказал, что не может себе позволить отдельное купе, потому как он сильно храпит и не хочет мешать спать всем остальным. Если честно, я прониклась глубоким уважением к этому мужику. Ну вот правда. Это же и есть вежливость в чистом виде! Девять из 10 человек в такой ситуации скажут: “А почему я должен не спать?”. Но вот так вот взять и решить не мешать окружающим, хотя это и противоречит твоим интересам, могут немногие. Ну согласитесь: не спать всю ночь в поезде, потому что храпишь. Не ездить ночными самолетами и поездами с детьми, которым еще в силу возраста нельзя просто так взять и сказать: “Хватит орать”, отказаться от личного транспорта... Сложный и красивый поступок.
Расскажите о своих хобби, любимой музыке.
Надо понимать, что в какое место ни едь, в первую очередь нужно погрузить или выгрузить товар. Тут особо не до экскурсий или изучения города. Но если время затягивается, то, как правило, книгу в кабине читаю или местность могу поизучать.
В “недорожной” жизни люблю самую разную музыку. Нравится и «Гражданская оборона», и Олег Медведев. Но дух большой трассы располагает и к добротному русскому шансону. Именно за баранкой он начинает звучать как надо. Что о литературе, то люблю Стругацких, Толкина, Пастернака. Можете назвать это хит-парадом 14-летнего подростка, но о вкусах не спорят. То же и с фильмами. Это вам преданная фанатка Квентина Тарантино говорит.
Я была на концертах Летова, я успела. Я была на запрещенных рок-холмах и на тех пустых холмах, где появился Валера. Я была знакома с Лукичом и Сватом. Жизнь прожита не зря, так сказать.
Постоянные передвижения обеспечивают мне наполненность жизни. Ну а начнись апокалипсис, я бы с мужем на “Ниве” на природу поехала конец света смотреть.
Девушке с призванием дальнобойщицы бояться пока стоит, потому что с трудоустройством все еще могут быть проблемы, но уже не сильно, мир меняется, и фирмы, которые возьмут, есть.
Дискриминация постепенно сходит на нет. А вообще, вне зависимости от профессии, главное не забывать: движение — это жизнь.
Запрыгивайте в нашу Телегу, чтобы двигаться и жить!