Итак, что нужно знать о морской части перед Египетским походом и во время его.
В 17-м веке еще невозможно было предсказать, кто будет гегемоном на море. Сначала на эту роль претендовали голландцы, однако к 1672 году французский флот, созданный усилиями Кольбера, представлял из себя довольно внушительную силу – 11 кораблей I ранга, построенных по лекалам собственных мастеров (от 80 до 120 пушек), 22 корабля II ранга (от 64 до 78 орудий), 35 кораблей III ранга (50-62 орудия), 23 больших фрегата (38-46 орудий) и 29 малых фрегата (от 28 до 36 пушек) - то есть всего 68 кораблей и 52 фрегата. Однако на французском флоте имелась острая нехватка морских припасов, такелажа, пушек, экипажей– обычная болезнь быстрого роста.
На 1688 год во флоте короля Людовика на начало войны было 93 линейных корабля, считая от 50-пушечных и выше. Основное их число было построено в 1666-1677 годах и имело сильное вооружение: на нижних деках обычно размещались тяжелые 24-х - 36-фунтовые орудия, на средних – 18-фунтовые, а на верхней батарейной палубе – 8-ми - 12-фунтовые пушки. Корабли несли и более мелкие орудия - 6-ти, и 4-футовые фальконеты. Флагманами французского флота заслуженно являлись «Руаяль Луи» (110 орудий), «Дофин-Руаяль» (104), «Руаяль Дюк» (100), «Солейл Руаяль»(110) и «Викторьё» (108 орудий). Кроме того, было заложено еще шестнадцать 100-пушечных кораблей, но большие расходы на двор и армию не дали ввести их в строй к началу войны.
В войне Аугсбургской лиги французский флот проявил себя отлично, при Бичи-Хэд он смог воспользоваться разделением английских эскадр Киллигрю и Герберта, и атаковать численно более слабый англо-голландский флот, который победил достаточно уверенно (3 корабля были взяты или сожжены в бою, 5 союзники уничтожили сами, при преследовании). При Барфлере из-за безумного приказа Людовика XIV, подписанного под влиянием Поншартрена, 44 французских корабля атаковали союзный англо-голландский флот в 82 линейных корабля. Бились весь день НА РАВНЫХ, далее начали отступать, в результате погони англичане у Ла-Хога и Шербура смогли уничтожить 15 французских ЛК, на которых к тому времени банально кончились порох и ядра.
Однако поражение при Ла-Хоге оказало гораздо большее моральное действие не на французов (те просто ввели в строй 16 недостроенных ЛК, и тем самым получили тот же самый по численности флот, что и был), а на англичан. По крайней мере после 1692 года англичане не отваживались на генеральные сражения с французами. В свою очередь в 1693 году Турвилль с 71 кораблем вышел из Бреста, и атаковал гигантский Смирнский торговый конвой англичан, который охраняли только 20 линейных кораблей, 3 фрегата, 4 брандера, 1 бриг и 2 бомбардирских судна под командованием вице-адмирала Джорджа Рука и голландского адмирала Альмонда. Эскорт трусливо бросил свои торговые корабли и скрылся, а французы захватили или потопили около 100 торговых кораблей на гигантскую сумму в 3 миллиона фунтов, составлявшую почти 3/4 бюджета Англии того времени.
Далее французский флот из-за мер экономии, вводимых Поншартреном, перешел к крейсерской войне (этот "эффективный менеджер" считал, что флот должен приносить прибыль, тем более что неплохая доля от захватов капала Поншартрену лично в карман), и раздербанил эскадры на мелкие отряды, нападавшие на англичан то там, то здесь. И вся война (за исключением 1695 года) прошла под флагом борьбы с французскими корсарами. При этом англичане, напуганные боями 1689-1693 годов, держали свои эскадры соединенно, и не могли защитить торговлю, секретарь Северного Департамента Годолфин даже писал королю Вильгельму: "Зачем нам нужен такой большой и такой бесполезный флот?"
Собственно война Аугсбургской лиги не выявила гегемона на море.
Следующая война, за Испанское наследство, началась для французов за здравие, причем началась благодаря... англичанам, вернее вигам и семейке Мальборо. Как все помнят, Джон Мальборо был главнокомандующим армией, и банально хотел, чтобы деньги, выделяемые на флот, перебросили армии. В 1700 году возник совершенно дикий с точки зрения послезнания законопрект (не прошел), согласно которому английский флот надо было оставить в количестве 40 ЛК и 40 ФР, а остальные бабки пустить на армейских. Заблокировал его лично Вильгельм Оранский. Черчилль на этом не угомонился, и поставил в руководство флота своего брата, которого английские парламентарии метко прозвали "Джек - большой карман". Тот тянул из флота чуть ли не миллионами.
На 1701 год Ройал Неви насчитывал 131 линкор (из них двадцать один имели от 110 до 90 орудий), 31 фрегат, 17 легких фрегатов (17-24 орудия), 10 брандеров, 4 авизо, 10 шлюпов, 13 мортирных судов, 6 бригантин, а кроме этого порядка 35 мелких судов, но большая часть кораблей была совершенно небоеготова (спасибо можно сказать "Черчиллю-большому карману").
Что касается Франции - началу войны ее флот насчитывал 107 линейных кораблей (из них двадцать шесть – 110-80-пушечных), 17 фрегатов, 21 легкий фрегат, 10 брандеров, 7 мортирных судов, 18 флейтов, 11 корветов, 40 галер. Основная часть кораблей была в Бресте (64 линкора в Бретани против 28 в Тулоне, а так же некоторое количество в Дюнкерке и Вест-Индии), но снабжались по остаточному принципу, коррупция в морском ведомстве расцвела пышным цветом.
В начале войны стороны обменялись ударами - эскадра Дю-Касса сумела отбиться от отряда адмирала Бенбоу у Картахены, Рук и Альмонд смогли взять реванш за 1693 год и потопить эскадру Шато-Рено в бухте Виго (там половина кораблей были разоружены и несли меньше пушек, чем по штату - поскольку плавали в Америку и обратно, сопровождали испанцев с серебром). Кэтлогон в 1703 году атаковал голландский конвой и эскорт, уничтожил все корабли эскорта, которые пожертвовали собой, чтобы торговые могли спастись.
В 1704 году Рук захватил Гибралтар и произошло определяющее сражение - при Малаге, первое генеральное сражение с 1692 года. Для англичан оно сложилось очень непросто, к следующему утру у них не осталось ни ядер, ни (почти) пороха на 15 кораблях. Рук дал капитанам этих кораблей приказ - если сражения возобновиться, дать два три выстрела холостыми и по типу самураев, провинившихся перед дайме, идти на абордаж! К счастью для англичан французы решили сражение не возобновлять, так как тоже сильно пострадали в бою.
Собственно именно Малага стала поворотным моментом. Дело в том, что главнокомандующим французским флотом на тот момент был малолетний граф Тулузский, фактически же командовали Виктор д'Эстрэ и граф д'О, последний - наставник молодого графа. Д'О человек пустой и высокомерный, в морском бою участвовал в первый раз в жизни, и не горел желанием продолжать знакомство с морскими боями. По его наущению на военном совете в лучших традициях демократического Мордора устроили ГОЛОСОВАНИЕ, будем ли продолжать сражение, или нет. Большинство капитанов высказалось против (сразу вспомним знаменитое голосование в сентябре 1854 года в Севастополе).
Продолжение следует....