До 1914 года еще были военные министры, которые считали, что армии не нужно оружие, которое стреляет слишком быстро – ведь на него патронов не напасёшься! И когда с началом мировой войны все армии стали зарываться в землю и отгораживаться от противника колючей проволокой, то вдруг обнаружилось, что в арсенале военных ничего на этот случай нет. И здесь пробил час гранат и миномётов.
Второе рождение
В средние века, во время штурма укреплений ручные гранаты метали гренадёры. Это были отборные солдаты, высокого роста и изрядной силы. С развитием артиллерии, надобность в таких солдатах исчезла.
Поэтому, когда английский изобретатель Мартин Хейл (Marten Hale) в 1907 году предложил британскому военному ведомству свои варианты гранат, метаемых вручную и отстреливаемых из винтовки, ему отказали в контракте. Тогда спустя четыре года – ирония судьбы! – Хейл представил свое изобретение немцам. Так или иначе, но спустя короткое время после начала «окопной войны», обе стороны вдруг вспомнили о гранатах и стали их активно использовать.
Российские военные изобретатели также создали свои варианты как ручных, так и винтовочных гранат, причем испытывали их на передовой – на полях русско-японской войны. Однако и спустя почти десять лет русская армия ощущала недостаток такого вооружения.
С началом окопных сражений первой мировой войны срочно потребовалось оружие для навесного огня на небольшие дистанции. Это положило началу широкому распространению миномётов и ружейных гранат. И если миномёты были групповым оружием, громоздкими и с относительно малой скоростью реакции, то именно ружейные гранаты давали возможность простому солдату мгновенно ответить на движение во вражеском окопе и забросить смертельный заряд на такое расстояние, которое было бы не под силу самому сильному гренадёру.
Ручные и не очень
Всего было два типа подобных гранат. У «шомпольных» гранат имелся длинный хвостовик, который вставлялся в ствол винтовки, и стабилизировал снаряд в полете. В русской армии они были представлены «Ружейной гранатой обр. 1915 г.» конструкции гвардии полковника Владимира Иосифовича Рдултовского (впоследствии видного советского ученого-оружейника). Это изделие было единственным, которое получило такое официальное обозначение. Также были варианты ружейных гранат от офицера Военной автомобильной школы штабс-капитана Владимира Авельевича Мгеброва и полковника 4-го запасного саперного батальона Зеленского.
Другой вариант – гранаты, выстреливаемые из особого надкалиберного ствола-мортирки, надеваемой на ствол винтовки. Такой была «16-линейная ружейная мортирка» с гранатой системы техника А. А. Карнаухова, электрика С.П. Павловского и инженера В.Б. Сегаль. Под самый конец 1916 года на вооружение армии была принята мортирка и граната, сконструированные штабс-капитаном 37-го Екатеринбургского полка Михаилом Григорьевичем Дьяконовым (он стал видным советским оружейником).
Сначала граната Дьяконова была сконструирована так, что для её отстрела требовался специальный холостой патрон. Затем изобретатель кардинальным образом усовершенствовал её. Мортирка стала нарезной, что повышало кучность и дальность стрельбы. Форма гранаты стала более рациональной. Кроме того, в гранате был сделан сквозной канал, что позволяло отстреливать её обычным патроном.
Характеристики ружейной осколочной гранаты Дьяконова:
Калибр - 40,6 мм;
Вес - 350 г;
Вес с укупоркой - 435 г;
Длина - 115 мм;
Заряд тротила - 50 г;
Дистанционный пороховой замедлитель 3-12 сек;
Дальность стрельбы - 300-900 м;
Радиус убойного действия осколков - 50 м
Сапёрной лопатой – по врагу!
После окончания гражданской войны винтовочная мортирка-гранатомет с боеприпасами конструкции Михаила Дьяконова были приняты на вооружение и РККА. Сам Дьяконов стал начальником специализированной лаборатории в ЦКБ-22 и постоянно совершенствовал своё изобретение. Были созданы разные виды гранат, фугасного, осколочного действия, осветительные, ставящие дымовые завесы, и даже агитационные, для того, чтобы разбрасывать листовки.
Судя по всему, большой любви к ружейной гранате красноармейцы не испытывали. Это можно объяснить тем, что для совершения точного выстрела требовалось совершить ряд непростых действий по прицеливанию. При этом винтовку надо было упирать прикладом в землю – отдача от выстрела ружейной гранатой была слишком болезненной для человека.
Немудрено, что в начале 1938 года Дьяконов представляет военным невиданное ранее оружие – 37-мм миномет, который одновременно мог служить малой сапёрной лопатой. Предполагалось, что этот гибрид артиллерийского орудия и шанцевого инструмента должен сильно облегчить жизнь красноармейца.
Это было в теории, да так, вроде бы, выходило и на практике, правда, в теплое и сухое время года. Пусть у лопаты была слишком толстая «рукоять», а миномёт не имел совершенных приборов прицеливания, зато это нивелировалось легким весом и возможностью кидать мины-гранаты на 250 метров без особых заморочек с прицеливанием.
Но реальные военные действия сильно отличаются от учений. В ходе советско-финской войны взводный 37-мм миномет «Лопата» (это его неофициальное название среди бойцов РККА) показал себя неважно. Сам-то миномёт работал как надо, закидывал мины туда, куда требовалось. Но эти мины в глубоком снегу или не взрывались, не срабатывал детонатор, или взрывались, но осколки уходили в сугробы, не причиняя большого вреда противнику. В связи с этим миномёт-лопату срочно изъяли из войск.
Правда, уже в первый период Великой Отечественной войны, когда войска испытывали недостаток самых разных вооружений, саперные лопаты-миномёты вновь достали со складов и выдали бойцам для повторных боевых испытаний. Испытания вновь показали полную безнадёжность в военном отношении миномётов данного калибра. И хотя по документам все 37-мм миномёты были отправлены на склады, поисковики и «чёрные копатели», которые ведут раскопки на местах боевых действий 1941-1943 годов на Украине и в Белоруссии, подтверждают, что им иногда попадаются образцы этого оружия вместе с боеприпасами.
Интересно, что ещё раз скрестить сапёрную лопату, на сей раз с гранатомётом попытался в 1978 году конструктор ЦКИБ СОО Виктор Ребриков. Проект получил название «Вариант». В 1981 году конструктор запатентовал это оружие, но в серию оно так и не пошло.
Надо сказать, что идеи Михаила Дьяконова легли в основу такого мощного средства поддержки пехоты как автоматический гранатомёт. Впрочем, это совсем другая история...