О плюсах рассказала, теперь можно поговорить и о негативных моментах. Их в этой профессии немало.
Ранние подъемы и возвращения домой за полночь
Для меня нет ничего важнее сна. Я могу пропустить прием пищи, но если я недосплю, день будет трудным. Я вполне привыкла вставать в 5:30, но проснуться в 2 часа ночи и начать собираться на работу, было для меня физически очень тяжело. А в такое время приходилось пробуждаться и не раз. "Открывашки" (самые ранние рейсы) они такие)))
Ничуть не лучше чувствуешь себя и около часа ночи, когда пересчитываешь дневную выручку и пытаешься не накосячить в путевом листке. Если рейс был поздний, то последние круги я зевала так, что пассажиры боялись, как бы моя челюсть не вывихнулась. Особенно тяжело, если на следующий день после "закрывашки" (самого позднего рейса), тебе ставят "открывашку". И спишь ты часа 3. Рубит потом весь день(
Отсутствие туалетов
Эту проблему я уже подробно осветила в отдельной статье, но все же упомяну о ней и здесь. На большинстве конечных наземного транспорта нет туалетов, поэтому кондукторы и водители справляют нужду там, где придется. Хорошо, если неподалеку есть платный общественный клозет или торговый центр, где воспользоваться кабинками и вовсе можно задаром. А если нет? На моих маршрутах такой роскоши не наблюдалось, а потому летом и весной спасали кустики, зимой - сугробы, заботливо сооруженные дорожными службами.
Нарушение режима питания
Пока я работала кондуктором, мой желудок медленно умирал. Он просил о пощаде, молил, чтобы я начала его кормить также часто, как раньше, но я была безжалостно и продолжала издеваться над ним. Ела я 3 раза в день, но с большими перерывами и очень большими порциями. Утром запихивала в себя плотный завтрак, на обеде поглощала сытное второе, а на ужин сметала все, что завалялось в холодильнике. Так как жили мы в этот период крайне бедно (о чем я писала в статье "Работа есть - зарплаты нет"), у нас частенько наступали дни, в которые на ужин не оставалось ничего. Тогда я просто пила воду и топала спать. Сон спасал.
Но даже если отбросить наши материальные проблемы и представить, что мы бы могли питаться лучше, картина рисуется не самая радужная. Летом еда быстро портится, потому как холодильник в автобусе не предусмотрен, зимой - замерзает, а подогреть ее можно только на приборной панели. И то только в том случае, если печка работает на все 100%. Времени для перекусов практически нет. Из-за пробок и нерасторопных пассажиров минуты, а то и десятки минут тают в воздухе, а потом на конечной ты даже не успеваешь справить нужду, о еде речь даже не идет. Да, некоторые мои коллеги умудрялись есть прямо во время рейса. Не думаю, что пассажирам было приятно, когда их обилечивали дамы с набитым ртом. А каково же было этим дамам есть руками, которыми они только что трогали монеты и купюры.
Холодные автобусы
Этому минусу кондукторской жизни я тоже уже посвящала статью. Поздней осенью и зимой крайне тяжело работать по 12-14 часов в автобусе, в котором температура ненамного выше, чем на улице. А уж если речь идет о Сибири... Именно из-за проблем с отоплением автобусов кондукторы, а иногда и водители оставляют свое здоровье на работе. Я, например, подарила "ПАТП" свои почки. Очень скучаю по вам ребята, если слышите меня, вернитесь, я все прощу)))
Неприятные пассажиры
К сожалению, в автобусах ездят не только милые и дружелюбные люди. Хватает и граждан, которых не учили управлять собой. И хорошо, если это просто недовольный дяденька, решивший покричать по поводу горы мелочи, выданной ему на сдачу. А то ведь попадаются и дебоширы, и буйные пьяницы, и уголовники, только что прибывшие из мест не столь отдаленных. Одним словом, кадров хватает. Зато можно будет потом про них книгу написать. Колоритные получатся персонажи)))
Ненормированный график
Где-то в параллельной Вселенной кондукторы работают 2 через 2, проводят на маршруте не больше 12 часов и могут себе позволить запланировать на выходные какое-нибудь мероприятие. В нашем "ПАТП" график был жутко нестабильным. Вместо положенных 2/2 мы работали и 3/1 и 4/2 и даже 5/1. А потом падали и отсыпались. Выходные могли накрыться медным тазом, если кто-то из коллег заболел, напился или сбежал (было и такое). Тебя никто не спрашивал, можешь ли ты выйти. Карандашная буковка "В", поставленная в графике, просто стиралась ластиком, а на ее место вставало время твоего выезда. И вот ты, еще утром запланировавшая кучу дел на выходной, забегаешь к диспетчерам, чтобы сдать путевой, бросаешь взгляд на график и падаешь в пучину безысходности - завтра на работу. Настоящий кошмар кондуктора.
Планы по продаже билетов
Проводников заставляют втюхивать чай, сладости и сувенирку, продавцов - невостребованные товары, а кондукторов - билеты. Чтобы получить премию (а жить на оклад очень трудно), необходимо продать определенное количество билетов за месяц. Цифра меняется в зависимости от маршрута и сезона. Летом план немножко ниже, чем зимой, когда город вновь наполняется студентами, школьниками и работающими гражданами. Иногда мне удавалось продать нужное количество билетов без особых подсчетов, я просто ишачила с минимумом выходных. Но были времена, когда до плана мне было не добраться, из-за чего я получала голый оклад и не на шутку расстраивалась.