Найти в Дзене

Три вселенные киберпанка

Оглавление

Год назад посмотрел Бегущего по лезвию. Меня впечатлил этот фильм: актеры, локации, съемка, музыка. Все на своем месте. Через пару месяцев вышел Бегущий по лезвию 2049. А летом я познакомился со вселенными Deus Ex и Призрака в доспехах. Каждая из них понравилась мне по-своему. Чтобы разобраться в своих мыслях и предать им структуру, хочу написать сравнительное эссе.

Бегущий по лезвию (1982) и Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Бегущий по лезвию — идеальный киберпанк. Визуальный стиль этого фильма повлиял на Deus Ex и Призрака в доспехах. Повествование медленное и неровное. Первые полчаса я не понимал что происходит в фильме. Но не выключал его. Картинка и звук создавали мир, который не хотелось покидать. А потом начался сюжет — философская притча о том, что делает человека человеком. Репликанты пытаются понять кто они такие и зачем они здесь. Это главный спойлер фильма.

Дальше идут детали. Репликанты ищут ответы. Они идут к создателю — человеку. Они не принимают его ответы. Репликанты видят мелочность и греховность человека. И в конце фильма они принимают себя. Теперь они такие же как и их создатель.

-2

Визуальный ряд в Бегущем по лезвию 2049 стал круче, а сюжет стройным. Из декартовского «Я мыслю значит я существую?» он превратился в достоевское «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Репликанты ответили на первый вопрос и задаются вторым. Часть из них считает, что человек определяет их роль в жизни. Другая часть пытается доказать, самим себе, что они такие же, как и люди. Это кризис. Что подчеркивает камера. В кадре некомфортно много пустого места, а цветокоррекция жесткая.

Поэтому Бегущий по лезвию 2049 — идеальное продолжение. Он не рассказывает ту же историю. Он берет новую и исследует ее так же глубоко, как и первая часть.

Призрак в доспехах (1995) и Призрак в доспехах 2: Невинность (2004)

-3

Мне понравились оба. Приятно слушать, приятно смотреть. С первых кадров понятно — это киберпанк. Почему я пишу про обоих призраков? Потому что и достоинства и недостатки у них одинаковые. Про достоинства я уже сказал, а недостатки: сюжет.

Он интересный. Авторы объединили медленное повествование Бегущего по лезвию и поворот в стиле пятого эпизода Звездных Войн. Но такое сочетание не работает на пользу. К концу фильма я не понимал, как функционирует мир, как работают технологии, почему одни вещи законны, а другие нет. И то, что я мог бы простить Звездным Войнам, я не могу простить Бегущему и наоборот. Но это понимаешь только в конце. До этого я наслаждался сюжетом.

-4

Что на счет философского посыла? Он есть. Он обозначается, а не раскрывается. В первом призраке авторы предлагают подумать, может ли существовать душа отдельно от тела и в другой форме. Во втором они пошли дальше и задали два вопроса: «Имеет ли право человек одушевлять неодушевленные предметы?» и «Появляется ли душа в предметах, если человек верит в это?».

Будьте готовы к тому, что в середине фильма один из персонажей решит посвятить три минуты философскому монологу. Такие вещи нетипичны для западного кинематографа.

У обоих частей Призрака в доспехах есть недостатки, но достоинства перевешивают их. Одна из лучших киберпанк вселенных.

Deus Ex: Human Revolution (2011) и Deus Ex: Mankind Divided (2016)

-5

Deus Ex: Human Revolution мне понравился. Авторы взяли визуальный стиль, технологии из Бегущего и Призрака, удачно смешали, дополнили и получили самую правдоподобную киберпанк вселенную из этих трех. А как вишенка на торте — вопрос, с которым мы можем столкнуться в ближайшие 10 лет: «Может ли человек улучшать свое тело и кто будет за это в ответе?». Он обозначается в начале игры и тянется до самого ее конца. Авторы предлагают рассмотреть разные точки зрения — длительность позволяет.

Крутость Deus Ex заканчивается где-то в середине игры. Развитие основной истории замедляется. Появляются побочные сюжетные линии, многие из которых никуда не ведут. Вместо классных локаций — коридоры. Я понял — это игра.

Финал оставляет после себя много вопросов. Пришлось разобраться. Deus Ex: Human Revolution — приквел к оригинальной Deus Ex (2000). Откуда перекочевали несуразности.

Human Revolution — игра, с этим нужно считаться. Но сюжет, философия, картинка, звук — сделаны добротно. Игра стоит внимания.

-6

В Deus Ex: Mankind Divided забыли добавить те вещи, которые мне нравились в Human Revolution. Получилось похоже на фантастический боевик. Сюжет крутится вокруг сегрегации аугментированных людей, тайн и заговоров. Философии в нем нет. Это не киберпанк. Mankind Divided — сиквел Human Revolution и приквел оригинальной Deus Ex — попытка связать вместе две игры.

Заканчивается Deus Ex: Mankind Divided неожиданно, он не отвечает ни на один вопрос. Мне кажется, должна быть еще одна игра. Игровой составляющей стало больше. Видимо разработчики попытались закрыть проблемы с сюжетом. Я не хочу рассматривать Deus Ex: Mankind Divided, как киберпанк, но как игра он имеет право на существование.

Вместо вывода

Это всего лишь мое мнение. Вы можете быть с ним не согласны.