Найти в Дзене
Русская прачечная

Как в России убивают рынок лекарств

Аптечные сети под ударом Фармацевтика – одна из жизненно важных отраслей в любой экономической модели. Особенно, если речь идет не о карликовых странах-офшорах, способных вообще обходиться без какого-либо автономного производства на собственной территории, а о многомилионных государствах со стареющим населением. Таких как, например, Россия. Поэтому стратегический характер этой отрасли в нашей стране понятен как для политиков, так и для предпринимателей. При этом, говоря о бизнесе, необходимо понимать, что в этой сфере он включает в себя несколько ключевых сегментов: производство, дистрибуцию и аптечную торговлю. Тот, кто сможет установить контроль за каждым из них, станет монопольным властелином всего рынка лекарств. Очевидно, что на погони за этой целью сосредоточился не один человек. Один из них – владелец компании «Протек» Вадим Якунин. Напомним, «Протек» контролирует около 20% рынка лекарств в стране. Сама по себе компания – уже живое воплощение мечты монополиста, потому что рабо

Аптечные сети под ударом

Фармацевтика – одна из жизненно важных отраслей в любой экономической модели. Особенно, если речь идет не о карликовых странах-офшорах, способных вообще обходиться без какого-либо автономного производства на собственной территории, а о многомилионных государствах со стареющим населением. Таких как, например, Россия.

Поэтому стратегический характер этой отрасли в нашей стране понятен как для политиков, так и для предпринимателей. При этом, говоря о бизнесе, необходимо понимать, что в этой сфере он включает в себя несколько ключевых сегментов: производство, дистрибуцию и аптечную торговлю. Тот, кто сможет установить контроль за каждым из них, станет монопольным властелином всего рынка лекарств. Очевидно, что на погони за этой целью сосредоточился не один человек.

Один из них – владелец компании «Протек» Вадим Якунин. Напомним, «Протек» контролирует около 20% рынка лекарств в стране. Сама по себе компания – уже живое воплощение мечты монополиста, потому что работает во всех сегментах фармацевтической отрасли, о которых мы говорили выше.

Одной из ключевых фигур фармацевтического рынка в России является владелец компании «Протек» Вадим Якунин. Нет, он не родственник бывшего короля железных дорог. Вадим сам пробил себе дорогу из небольшого города Ростов (не путать с Ростовом-на-Дону), который стоит на полпути из Москвы в Ярославль, к статусу главы фармацевтической кампании, фактически контролирующей около 20% рынка лекарств в стране. Но не стоит начинать писать ему оды… Бизнес Вадим Якунин строит не только на внедрении новых технологий в производство лекарств (что всегда декларировалось предпринимателем и его подчиненными), но и с помощью других методов. Самым излюбленным из них у хозяина «Протека» стало давление на аптечные сети. Например, прямо сейчас Якунин требует 350 миллионов рублей с аптечной сети «36.6». Ритейлер должен вернуть эти деньги якобы за поставленные «Протеком» лекарства. В действительности – никаких поставок не было, а накладные, на которые опирается Якунин в своих требованиях, судя по всему, были просто очень качественно подделаны. Похожим образом не так давно «Протек» едва не разорил пензенскую сеть аптек «Фармация», пытаясь через суд взыскать с компании несколько десятков миллионов за фиктивную просрочку оплаты. И ладно бы с тем, что Вадим Якунин настойчиво продолжает пытаться «взять на лоха» ритейлеров, но несколько раз (первый – еще в 2005 г.) его «Протек» срывал сроки и объемы поставок лекарств для льготников. Несмотря на все это, компанию продолжают заваливать госконтрактами: только на основное юридическое лицо их было заключено почти на 98 миллиардов рублей. Вы спросите, где же зарыта собака? Все очень просто. В свое время Вадим Якунин учредил Фонд им. святителя Григория Богослова, через который начал поддерживать многочисленные проекты РПЦ. Так, Якунин стал инициатором привлечения финансовой помощи Церкви со стороны православных бизнесменов из «золотой сотни» Forbes и осуществил скандальную передачу Ростовского кремля Московскому Патриархату. Вместе с этим владелец «Протека» регулярно поддерживал РПЦ и с помощью весьма солидных пожертвований. Все эти заслуги бизнесмена очень высоко оцениваются ключевыми церковными иерархами, которые, видимо, считают своим долгом создать для Якунина условия, сохраняющие его «от всякого зла».

Останавливаться на достигнутом Якунин не собирается. В 2013 году он плотно сошелся с Сергеем Матвиенко, сыном председателя СовФеда Валентины Матвиенко. С этой же датой связан внезапный и очень динамичный рост компании «Эркафарм»: ряды организации пополняют ведущие менеджеры якунинского «Протека», и один из многочисленных дистрибьюторов лекарств с отрицательной прибылью превращается в процветающее предприятие, вошедшее в список ТОП-50 самых быстрорастущих компаний страны. Установить связь семьи Матвиенко с «Эркофармом» формально невозможно. Свет на ситуацию проливает холдинг «Империя-Фарма», с которым по сообщению нашего источника, скорее всего, связана «Эркафарм». Холдинг загадочный: работает в минус, в штате официально числится только два человека. Однако нам утвердительно точно известно, что за «Империей-Фарма» стоят офшорные интересы Омара Гурцкая и его партнера – Сергея Матвиенко.

Пазл начинает постепенно складываться. Благодаря политическому ресурсу Матвиенко и расположению РПЦ (https://t.me/Zareshali/62) руки Якунина были развязаны. Это позволило владельцу «Протека» развязать войну против аптечных сетей. В частности, под удар попала одна из крупнейших – «36,6». Интересно, что давление на компанию оказывает не только блок Якунина и Матвиенко, но и фармацевтический производитель «Р-Фарм», контролируемый Алексеем Репиком…

Мы становимся свидетелями беспрецедентного передела рынка лекарств в России.

Лекарственная монополия

Удар по аптечной сети «36,6», о котором мы сообщили в первой части нашего расследования, не просто один из сигналов активной конкуренции на российском рынке лекарств. Это системная работа. Действия связки Якунин-Матвиенко были сопряжены и с акцией X5 Retail Group, которая фактически выгнала «36,6» с площадей, находящихся в закассовой зоне их магазинов.

Стоит за этим никто иной как Александр Винокуров, зять Сергея Лаврова и по совместительству владелец компании «Мега Фарм». Винокуров работает с X5 уже третий год. Вместе с его аптеками «А-Мега» и «Да, здоров» на площади ритейлера зайдут бренды «Ригла», «Доктор Столетов» и другие. Да-да, именно те, которые принадлежат «Протеку» Якунина и «Эркафарму» Матвиенко.

На лицо очевидный сговор. Группа интересантов фармакологического бизнеса заживо съедает крупнейшую российскую аптечную сеть. Будущее «36,6» выглядит крайне плачевно: долги перевалили за 30 миллиардов. Компанию пытается хоть как-то удержать на плаву ГК «Регион», которая фактически контролирует «36,6». Депрессивное положение усугубляется давлением со стороны «Р-Фарм» Алексея Репика. Как сообщает наш конфидент, фармацевтический производитель на основании фиктивных документов пытается взыскать с аптечной сети колоссальную сумму за невыполнение контрактных обязательств.

С уверенностью утверждаем, что Якунин, Матвиенко, Винокуров и Репик работают в связке. Их задача понятна – совместными усилиями установить монополию, выдавливая конкурентов с помощью имеющегося в их распоряжении политического ресурса. Юридически установить признаки картельного сговора крайне сложно, однако складывание мощной монополии уже нельзя игнорировать.

Интересы этой группы активно лоббируются и непосредственно рядом органов власти.

Власть добивает конкуренцию

В связке бизнесменов, выстраивающих монополию на рынке лекарств, Алексей Репик – очень важная фигура. Принадлежащий ему «Р-Фарм» является одним из лидеров по производству фармацевтики в России (четвертый по объему выручки в стране). Если соединить эти мощности с «Протеком» Якунина и «СИА Групп» Винокурова, их связка за явным преимуществом становится ключевым актором на всем рынке, в разы опережающим ближайших конкурентов.

Репика уже давно поддерживает Татьяна Голикова. Еще с того времени, когда она возглавляла Минздрав. Именно благодаря этому «Р-Фарм» стал одним из лидеров рынка. Одной из главных спецификаций компании является производство онкологических препаратов. По сообщению нашего источника, органами учета статистика по онкозаболеваниям в стране намеренно завышается. Цель – увеличение показателей необходимого количества препаратов и как следствие взвинчивание стоимости госконтрактов, неизменным фаворитом в получении которых остается «Р-Фарм». В Минздраве вопрос распределения контрактов находится в ведении «смотрящего», который контролирует ДЗ – домашнее задание, иначе говоря откат. Его величина – 20%. На откуп Репику почти целиком отдан самый сочный кусок торта – Москва и Московская область. Сумма контрактов «Р-Фарм» на поставку лекарств в регион составляет почти 300 миллиардов.

Наличие властного ресурса развязывает Репику руки: он абсолютно безнаказанно кошмарит аптечные сети и производителей фармацевтики уголовными делами, проводит выимки складов. Делает все, чтобы убить любую конкуренцию. Полиция молчит – потому что прикормлена. Поддержка группы монополистов со стороны власти на этом не заканчивается. В первой половине прошлого года Минздравом совместно с Минпромторгом был разработан крайне интересный законопроект. Инициатива предусматривала получение супермаркетами возможности торговать безрецептурными лекарствами. Вопрос был на личном контроле Голиковой. По этому поводу весной 2018 года разгорелась активная дискуссия. Оно и понятно: принятие такого закона фактически позволяет производителям фармацевтики душить аптечные сети. В контексте пенсионной реформы и обсуждения других непопулярных инициатив правительство в тот момент отказалось от дальнейшего продвижения законопроекта. Но тема не закрыта, а просто отложена. Лоббисты в ближайшее время возобновят работу по ней.

К чему мы приходим? Несколько крупных участников фармакологического рынка совместными усилиями убивают аптечные сети и само понятие конкуренции в отрасли. Правила, устанавливаемые связкой Репика, Винокурова, Якунина и Матвиенко, приведут фактически к их безграничному контролю за рынком, в том числе и за ценообразованием на нем. Типичные последствия картельного сговора. Взрыв цен на продукцию и ухудшению ее качества.

Проблема очень большого веса. И если ФАС не сможет отреагировать на ситуацию – страну ждет отраслевая катастрофа и крах рынка фармацевтики как такового.