Если условно принять «площадь» среднего автомобиля (4х1.6 метра) – 6.4 кв. метра, то все автомобили Москвы займут площадь почти в 50 млн. кв. метров. Это квадрат со стороной 6.7 километров!
На карте для наглядности я выделила его красным цветом (зеленый квадрат – это площадь застройки Москвы, он приводится для сравнения). Масштаб сохранен. Это чуть меньше всей площади города в пределах Садового кольца. Учтите, машины «стоят» друг к другу, вплотную! А «среднюю площадь» машины я явно занизила. В реальности все выглядит ещё пессимистичнее.
Недавно в СМИ прошла «утка», что могут запретить покупать машину при отсутствии стояночного места. Мне эта «наживка» показалась не такой уж безосновательной. Тема реально созрела, первая реакция на неё – тут. Кстати, судя по комментариям, люди относятся к этой проблеме с пониманием и видят необходимость радикальных решений... их беспокоит только то, что эти решения могут пойти по нежелательному сценарию. А каков он "желательный" сценарий? Тут мнения расходятся.
Ситуация с парковками в крупных городах становится не просто острой, а критичной. Словно мы пытаемся прописать в однокомнатную квартиру 100 человек.
Во времена Остапа Бендера не было как таковых Правил дорожного движения. Сейчас они с каждым годом становятся все жестче и жестче. И это естественно, при таком количестве автомобилей, иначе - хаос. С парковками начинает происходить то же самое. Транспортная инфраструктура города физически ограничена и не в состоянии обеспечить всех желающих… бесплатно (хотела написать – на халяву)…
Парковочная инфраструктура в городском строительстве, похоже, раньше вообще никак не рассматривалась. На сегодняшний день перспективы следующие:
Вариант первый: Люди, движимые желанием иметь личное авто, продолжают их покупать, но в какой-то момент не смогут полноценно пользоваться своим автомобилем. Вместо того, чтобы ночью спать, они будут караулить парковочное место, пока оно освободится. Уже сейчас хроники «парковочных баталий» в СМИ выделяются в самостоятельную тему. И это не комильфо…
Вариант второй: сделать машину менее доступной. При этом стимулировать общественный транспорт…
Второй вариант намного разумнее, чем первый, в котором развитие событий отпускается в «свободное плаванье»… и прогнозируется только негативные последствия.
Как быть? Какой «механизм решения» сможет удачнее вписаться в решение проблемы?
Думаю «Справка» о наличие гаража или машиноместа не выход. Покупка машины – разовое событие, и ушлые люди начнут специально покупать под это дело гараж, чтобы после совершения сделки его тут же перепродать следующему. К тому же трудно привязать постоянное парковочное место к месту жительства владельца авто (Зачем жителю Медведково иметь гараж в Крылатском?).
Выход один. «Парковочная программа» должна стать столь же приоритетной, как и любая другая городская программа развития. А с учетом того, что сегодня – это слабое звено, внимание к этому направлению должно быть намного выше!
Парковки рядом с домом должны предусматриваться ещё при жилищном строительстве, и это должна быть не узкая дорожка, где два автомобиля с трудом разъезжаются! Сегодня эти замкнутые "лабиринты", где въезд совмещен с выездом (в большинстве случаев). У домовладений нужны специальные площадки под стоянки.
Чтобы обстановка с парковками становилась комфортнее, должно работать всё!
Многоэтажные паркинги, парковочные карманы. Традиционные гаражи, пока нет лучшей альтернативы…
При хозяйском подходе средства для этого найти можно.
Любое парковочное место должно быть платным. Люди же платят за гаражи, стоянки? Почему бы не платить, пусть меньшую сумму, но и за стоянку рядом с домом в том числе? Суточно или еженедельно, так, чтобы 100 рублей получалось не в час, а хотя бы в сутки?
Государство может ввести «Парковочный сбор», который будет включен в стоимость авто при его покупке. Эти средства будут расходоваться целевым порядком для создания парковочных мест общего пользования.
И относиться к подобной перспективе следует философски спокойно. Кому-то милее Большой Город, кому-то Провинция. Везде должны быть свои плюсы и минусы…
Справочно использованы следующие данные:
(По данным Яндекса, площадь города - 2561 кв. км. По данным сервиса ЖКХ в Москве 30 700 домов площадью 253.5 млн. кв. метров. По данным из разных открытых источников в Москве находится до 7 млн. автомобилей. Только зарегистрированных автомобилей – 5.6 млн.)