У этого альбома удивительная история. Редко бывает, когда полузабытая пластинка пробивается на поверхность более чем 30 лет спустя после выпуска. Тем более, если она из Японии.
«Through The Looking Glass» вышел в 1983 году на лейбле RCA Red Seal, который в основном специализируется на неоклассике. Мидори Такада получила классическое образование, выступала как перкуссионист в середине 70-х в составе берлинского симфонического оркестра RIAS, и то, что Red Seal предложили ей выпустить пластинку, казалось логичным. Но работа получилась слишком самобытной, а продажи – более чем скромные, и лейбл разочаровался в артистке. Так бы все закончилось, но в эпоху Интернета рекомендательный алгоритм YouTube начал подбрасывать копию альбома, которую кто-то оцифровал и залил, фанатам Брайана Ино — считалось, что и там и там какой-то эмбиент, должно понравиться. Так внезапно альбом начал рваться в топы по количеству прослушиваний.
Творческим наследием Мидори Такада заинтересовался швейцарский лейбл WRWTFWW Records. Попутно выяснилось, что коллекционеры японского винила предлагают за оригинальную пластинку 1000 долларов. Эта сумма неизменно впечатляет всех, кто не знаком с японскими аукционами редких записей. «Through The Looking Glass» переиздали в 2017-м, на певицу обратили внимание Guardian и New Yorker, и она на время отложила преподавание музыки и отправилась в тур.
Все это, конечно, случайные совпадения, но «Through The Looking Glass» действительно хорош. Это очень лаконичная и внятная пластинка. Она подкупает тем, что записана в студии всего за два дня и артистка играет здесь сама на всем — от маримбы до ударных и от гармоники до бутылки из-под кока-колы. В мелодиях слышится влияние Стивена Райха и Терри Райли, но куда больше в них влияния корневой африканской музыки. Работая над «Through The Looking Glass» Мидори слушала записи барабанщиков из Танзании и Зимбабве и пыталась воспроизводить ритмические структуры оттуда. Это простые, и в то же время очень цепляющие вещи, которые отсылают к тем безумным мелодиям, которые звучали в саванне, когда мир был юн. Наверное, хорошо, что мы научились слышать и ценить эти звуки снова.
Текст: Людмила Ребрина