Найти в Дзене
Владимир Иванов

Повелитель «чёрных ящиков» :)

Я уже рассказывал, что на нашем аэродроме не слишком уж бдительно относились к пожарной безопасности на централизованной заправке, и этому есть объяснение: керосин – это далеко не бензин, он гораздо безопаснее. Бывало даже такое, что от изнуряющего казахстанского солнца можно спрятаться только в тени под крылом стоящего самолёта, сев на бетонку и оперевшись спиной на подвесной бак. Ну и закурить при этом… Однако, ни одного эксцесса не было.

Но это у нас. В каждом полку – свои порядки. Вот был один случай…

Очередные полёты, упражнение – перелёт всем полком на другой аэродром. Готовится минимум 24 экипажа, прилетает транспортник Ан-8, в который грузят стремянки (не на все 24 самолёта, а несколько штук), стояночные колодки (то, что на железной дороге называется «башмаки»), хотя бы одно водило (жёсткая сцепка для буксировки самолёта, для Су-9 она на фото ниже, хотя тут не видно, что она довольно длинная)

http://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2016/12/s8.jpg
http://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2016/12/s8.jpg

и прочее необходимое оборудование, плюс минимум обслуживающего персонала: техники самолётов без механиков, плюс по одному специалисту из групп обслуживания. Они должны подготовить самолёты к обратному вылету. Нет, в боевых условиях и пилот в одиночку сможет заправить самолёт и вылететь без всякой подготовки, но это совсем уже экстрим будет.

На фото как раз техник на крыле заправляет самолёт, механик цепляет водило, ну а лётчик позирует фотографу.

Работы там много, да ещё и минимальным составом. Самолёты надо заправить, а их 24 штуки, ни на одном аэродроме нет такого количества заправочных колонок, значит – просить взаймы тягач и таскать самолёты по очереди. Специалисты по службам тоже обязаны провести предполётную подготовку, а для этого нужно подать на самолёт напряжение, что во время заправки как бы… ну, вы поняли :)

А нашему спецу по «чёрным ящикам», который официально именуется начальником группы КЗА -контрольно-записывающей аппаратуры, надо «всего лишь» заменить кассеты с записью. Но… во-первых, это аж 24 самолёта сразу. Во-вторых, кассета – взрыво-ударо-защищённая, довольно увесистая, выглядит вот так:

http://s017.radikal.ru/i400/1604/47/a1aa2ebcd56f.jpg
http://s017.radikal.ru/i400/1604/47/a1aa2ebcd56f.jpg
http://s019.radikal.ru/i636/1502/81/f934c6bb8a81.jpg
http://s019.radikal.ru/i636/1502/81/f934c6bb8a81.jpg

Это 24 кассеты снять и столько же поставить. Сколько они весят в сумме, я даже не знаю. Но боюсь, от земли отрывать трудно.

Ну а в-третьих и в-главных, аппаратура КЗА стоит в самом безопасном месте - в киле самолёта:

https://1.bp.blogspot.com/
https://1.bp.blogspot.com/

Нужно забраться на стабилизатор, а это довольно высоко. На первом фото можно оценить высоту крыла, стабилизатор примерно на такой же.

Там, в киле, вообще немало чего есть: три антенны, блок диспетчерского ответчика, ещё что-то…

Беда в том, что при попытке переставить дефицитную стремянку от кабины к килю раздаются вопли: «Куда? Поставь на место!» Нет, при хорошей физической подготовке можно и подтянуться, особенно если приказать это сделать молодому солдату-механику, но КЗАшник один, приказывать можно только самому себе. А самолётов, напомню, аж 24. Вот наш герой и скачет по хвостам…

Запыхавшись, он закуривает и продолжает своё «турне» по хвостам. Вдруг откуда-то возникает местный подполковник и поднимает дикий крик. Причём разобрать, что именно он кричит, довольно трудно. Наш герой нервничает и от этого начинает затягиваться ещё чаще. Подполковник вообще срывается чуть ли не в истерику.

Оказывается, у них на ЦЗ курить категорически запрещено…