Найти тему

Зоофизиогномика

Как глядя на скульптуру, которой более пятисот лет, мы можем попытаться понять, какой личностью обладал человек, послуживший моделью? Нашим помощником может стать зоофизиогномика, пользовавшаяся популярность у многих художников на протяжении веков. Вообще, желание найти что-то общее во внешнем виде и поведении человека какого-либо животного берет начало в древности. Впервые, попытки облечь эти идеи в форму науки были сделаны еще в Древней Греции и Риме. Затем, с началом темных веков, трактаты по зоофизиогномике проделали путь с Запада на Восток и забыты в Европе. Заново их "открыли" уже в XIII веке, когда их перевели на латынь с арабского языка. А свою значимость и популярность приобрела в эпоху возрождения. В попытке донести до современников свою мысль наиболее точно, художники той эпохи использовали в своих произведениях специальных код. Например, флорентийский скульптор Донателло, создавая памятник кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелата (gatta - "кошка" по-итальянски), старался придать голове видимое сходство с хищниками семейства кошачьих.

Донателло. Конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни (фрагмент). Падуя
Донателло. Конная статуя кондотьера Эразмо да Нарни (фрагмент). Падуя

В трактатах того времени учили: "Обладающий орлиным носом жесток, хищен и великодушен, как и орел". Другой итальянец, Бенвенуто Челлини, создавая бронзовый бюст Козимо Медичи, правителя Флоренции, пытался придать сходство со львом. А так как герцог тосканский был не слишком похож на льва, скульптор изобразил львиные морды на доспехе Козимо, таким образом давая подсказку зрителю.

Бенвенуто Челлини. Бюст Козимо Медичи
Бенвенуто Челлини. Бюст Козимо Медичи

Новый виток популярности идей зоофизиогномики пришелся на конец XVIII века и всю первую половину XIX века. Во многому этому поспособствовал трактат Иоганна Лафатера. Будучи пастором в Швейцарии, он тем не менее много времени уделял трудам по физиогномике.

Попытка теоретика искусства Шарля Лебрена кодифицировать визуальное выражение эмоций в живописи. XVIII век
Попытка теоретика искусства Шарля Лебрена кодифицировать визуальное выражение эмоций в живописи. XVIII век

В изобразительном искусстве эта популярность привела к моде на звериную карикатуру. Возникнув период великой Французской революции, своего расцвета достигла к 30-40-м годам XIX века.

Жан Гранвиль. Иллюстрация к "Сценам частной и общественной жизни животных". Париж, 1841-1842 годы
Жан Гранвиль. Иллюстрация к "Сценам частной и общественной жизни животных". Париж, 1841-1842 годы

Чуть позже, в конце XIX века, итальянский криминолог Чезаре Ломброзо строил теории, которые были призваны помочь распознать склонность к совершению преступлений, анализируя внешние признаки. К примеру, он утверждал, что склонность к правонарушениям мог указать слишком маленький подбородок и острота зубов-резцов - как у крыс. Конечно же, последующие исследования опровергали утверждения Ломброзо, и популярность подобных взглядов начала снижаться. В наши дни зоофизиогномический код продолжают использовать, правда встречается он в основном в рекламе, кино и клипах.