Найти в Дзене
Параллели

Ученическое самоуправление / ч.3

Оглавление

Истоки

Кроме молодежных парламентов в разных странах есть ученическое самоуправление. Первое упоминание о нем появилось ещё в 16 веке в Гольдбергской (от герм. города Гольдберг) латинской школе времен Реформации, которой руководил немецкий педагог, последователь Лютера, Валентин Тротцендорф. В своей школе он ежемесячно собирал сенат из 15 человек для разрешения конфликтов. Также предпосылки к школьному самоуправлению были у чешского педагога-гуманиста, так называемого «отца педагогики» Яна Коменского. Его идея заключалась в воспитании граждан со школьной скамьи, именно поэтому каждый класс он воспринимал как отдельное «государство».

В отличие от Европы, в России ученическое самоуправление появилось только в 20 веке, да и то благодаря трудам нескольких небезызвестных педагогов.

Одним из них был Станислав Шацкий. На протяжении всей жизни он трудился над созданием детского сплоченного коллектива: создал детскую колонию «Бодрая жизнь», в которой дети трудились над общими задачами и улучшали условия жизни. Для того чтобы сплотить учеников, ежемесячно он устраивал собрания, на которых каждый говорил о своих желаниях и интересах.

«
... Труд вносил некоторую стройность и в саму жизнь колонии. При таком значении труда в колонии нельзя было обойтись без сознательного отношения детей к нему, необходимо было всеми силами привлечь детей к обсуждению того, где и как они будут работать. Чем больше такой сознательности, тем легче работать. Отсюда появилась практическая важность наших собраний
«
С.Т. Шацкий «Бодрая жизнь».
     Шацкий С.Т.
Шацкий С.Т.

В то же время созданием идеального детского коллектива занимался Антон Семенович Макаренко. Он создал приют имени М. Горького, а детские трудкоммуны НКВД вовсю пользовались его письменными трудами.

Как и у С. Шацкого, колонисты имели общее дело, которое они стремились выполнить.

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации»
А.С. Макаренко. Педагогическое сочинение в 8ми томах.

А.С. Макаренко созывал собрания (что-то по типу ученических советов в нынешних школах) для обсуждения тем, где главные вопросы оставались именно за ребятами.

В 20 веке самоуправление активно развивалось и могло бы развиваться до сих пор, но некоторые вещи остановили этот процесс. К примеру, колония «Бодрая жизнь» могла бы еще существовать, но интерес иностранных коллег привлек не самое лучшее внимание к педагогике С. Шацкого в колонии. Учителя обвинили в злоупотреблении трудовым воспитанием, и колонию пришлось переформировать в обычную общеобразовательную школу. Сейчас это место является школой-колонией «Бодрая жизнь» имени С. Шацкого.

     Макаренко А.С. // media11.ru
Макаренко А.С. // media11.ru

А что сейчас?

Сейчас в России есть что-то похожее на то самое ученическое самоуправление. Заседают в школьных парламентах (собрания, состоящие из активистов школы), совете лидеров (объединение так называемой школьной элиты) и других ученических советах в школах и вузах.

От того, как развито самоуправление в школе, зачастую зависят результаты ее деятельности. Достаточно интересный пример - школа самоопределения № 734 имени А. Тубельского. Главной идеей этой школы является участие учеников в управлении школой, индивидуальный план каждого ученика и отказ от оценок.

     Школа Тубельского // postnews.ru
Школа Тубельского // postnews.ru

В школе самоопределения существует свой свод законов и органы власти, где все вопросы решают ученики: «Управляющий совет», «общий сбор» (самый главный орган), «Совет Школы» (доработка школьной конституции, организация общешкольных дел), «Суд чести» (совет старшеклассников, созданный для разрешения конфликтов).

Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти обычное собеседование. Чаще всего туда приходят в первый класс, ведь позже сложней привыкнуть к этой системе и влиться в коллектив.

Отзывы о школе самоуправления не всегда хорошие, кому-то нравится самостоятельность детей и развитие их личностей, а кто-то просто не понимает, как и зачем доверять школу детям.

Зачем вообще нужно самоуправление в школе?

По идее, главной задачей школьного самоуправления является защита прав и интересов учеников в контакте с администрацией школы. Но действительно ли руководство прислушивается к мнению учеников? Спорный вопрос. В большинстве случаев администрация выслушает тебя и ничего не сделает, а если ты вздумаешь возражать, то будут проблемы с администрацией..

Иногда в советах ученикам дают должности. Например, в Урсалинской СОШ в Татарстане они такие:

  • Президент, который руководит ученическим самоуправлением (избирается голосованием раз в год)
  • Премьер-министр, который в будущем может претендовать на роль президента
  • Министры школьного самоуправления(!!!), выбранные из членов парламента
  • Члены парламента. Ученики (начиная с пятого класса), активно участвующие в жизни школы

Но попасть в такой совет не так уж и легко (никаких «Ларисанатольна, запишите меня вон втуды»), ведь нужно заслужишь доверие всех учителей и учеников.

Получается, что школьный парламент - это какое-то перспективное объединения для взаимодействия со школьной администрацией и ученическими желаниями, в некоторых школах так и есть.

А в реальности?

Обычно школьный совет - собрание людей, которым просто «не лень». Они занимаются проведением праздников, утренников, дискотек, и собственно на этом их деятельность заканчивается. Обычно самым серьезным делом в таких советах является проведение уроков у начальной школы на день (конечно же, так далеко не везде).

     Школьный совет // slavyansk.today
Школьный совет // slavyansk.today

Собрание обычно созывают раз в два,три месяца, на них ученики записывают информацию о ближайших интерактивах и передают этот листочек классному руководителю. От того совет можно считать бесполезным, созданным по принципу «чтобы было», так как его участники по сути совершенно ничем не занимаются.

Попасть в такой совет может любой человек, поднявший руку первого сентября (кстати, иногда классный руководитель просто вынуждает вступить учеников в этот совет - надо ж, чтоб было).

Выходит, школьные советы - это вряд ли то, на что хотели бы тратить время ученики, и что им действительно интересно. В большинстве случаев взаимодействия с администрацией совсем нет, и для учеников такие советы - бесполезная трата времени.

Но радует, что есть школы, где самоуправление развито, интересно и поучающе для учеников, но их, увы, слишком мало.

Заключительная часть уже скоро!😉