Найти тему
Блог яхтсменов

Автопилот на катере

Оглавление

Автопилот представляет собой комбинацию электрических или электронных навигационных инструментов, которые управляют судном без постоянного участия человека. Автопилот на катере позволяет капитану покидать штурвал на достаточно долгое время. Уже много лет автопилоты используются на коммерческих, парусных и энергетических судах, что делает навигацию более безопасной и удобной. Автопилоты также можно устанавливать на частные суда: яхты, катера и т.д. Как правило, простые автопилоты стоят менее 60 000 рублей. Стоимость более дорогих может доходить до 250-300 тысяч рублей.

Как работают судовые автопилоты

Автопилоты работают так же, как круиз-контроль на транспортном средстве, за исключением того, что ручное управление румпелем или рулевым колесом не требуется: после того, как судно стабилизируется на желаемом курсе в течение нескольких секунд, нажимается кнопка «Авто» и автопилот берет на себя управление. Компьютер запоминает курс и регулирует положение руля, чтобы держать судно на выбранном курсе даже при сильном ветре или течении.

Автопилоты, как правило, состоят из трех основных компонентов: компьютер со встроенным компасом (также называемый центральным процессором), блок привода, который прикладывает усилие для перемещения руля, и блок управления.

Типы лодочных автопилотных систем

Автопилоты бывают разных типов в зависимости от длины судна, водоизмещения и типа рулевого управления, а также от того, над или под палубой он будет располагаться.

1. Надпалубные автопилоты

Автопилоты над палубой - оптимальное решение для небольших парусных и моторных судов с румпелем или рулевым колесом. Такое оборудование недорогое, простое и удобное в эксплуатации. В нем используются простые энергоэффективные электрические соединения. Большой выбор и широкий ценовой диапазон автопилотов для катеров делает их доступными даже для начинающих судовладельцев.

Большинство румпельных автопилотов используют электрический привод для управления рулем. Компьютер посылает сигнал на привод для перемещения румпеля, который регулирует руль, чтобы остаться на заданном курсе. В зависимости от конфигурации некоторые устройства подключаются непосредственно к верхней части руля.

Другой тип надпалубных автопилотов используется на лодках с рулевым колесом. Автопилот подключается непосредственно к колесному приводу лодки с помощью ремня или зубчатых колес для перемещения колеса, приводимого в движение небольшим мотором.

2. Подпалубные автопилоты

Подпалубные автопилоты лучше всего подходят для парусных и моторных лодок длиной более 12 метров. Они более мощные, способны выполнять более широкий спектр функций и обеспечивают лучшее рулевое управление для путешествий на дальние расстояния. С другой стороны они потребляют больше электроэнергии и требуют более точной настройки. Подпалубные автопилоты включают в себя три компонента:

2.1. Курсовой компьютер. Обычно содержит в себе самый важный компонент - флюсгейт-компас. Именно он отвечает за стабилизацию курса и ориентацию судна на поверхности воды. Использует электронику и обменивается данными с гироскопическим компасом. Данные флюсгейт-компаса могут быть связаны с картплоттерами, GPS и радаром. Также в курсовом компьютере размещается гироскоп и стандартный магнитный компас. Гирокомпас указывает угловое изменение положения катера относительно курса. Исправляет ошибки флюсгейт-компаса. Магнитный компас служит ориентиром по сторонам света;

2.2. Привод. Это самая настоящая рабочая лошадка автопилота. Он перемещает руль с помощью электричества или гидравлики. В подпалубных автопилотах используются три основных вида:

  • линейный: наиболее распространенный тип для парусных лодок. Перемещает руль, используя электричество;
  • поворотный: используется в цепных и тросовых (колесных) системах, в которых могут использоваться звездочки от 13 до 25 зубьев;
  • гидравлический: используется на лодках с гидравлическим управлением. Узел привода должен соответствовать размеру существующего гидравлического плунжера.

2.3. Блок управления. Это интерфейс между рулевым колесом и автопилотом, обычно со светодиодным дисплеем на панели управления с ручками, джойстиками или кнопками.

Преимущества автопилота

Использование автопилота дает морякам значительные преимущества во время плавания:

  • Экономия топлива за счет точного соблюдения курса и сокращения времени плавания, особенно на судах с GPS;
  • Для рыболовов при ловле рыбы на блесну заранее запрограммированный курс делает рыбалку более продуктивной;
  • Многие модели являются «самообучающимися», то есть они запоминают положения рулевого колеса, необходимые для удержания курса и предотвращения чрезмерного / недостаточного руления;
  • Способность автопилота удерживать устойчивый курс без рулевого делает их практически стандартным оборудованием на больших парусных и моторных лодках.

Недостатки автопилотов

Помимо преимуществ, которые дает использование автопилота, у него также есть и недостатки:

  • Если компоненты автопилота нуждаются в ремонте, повторной калибровке или замене во время рейса, техническое обслуживания, особенно в иностранных портах, может быть затруднено;
  • Плохая погода может повлиять на то, как быстро автопилот реагирует на поддержание нужного курса. Это может привести к большой нагрузке на электрическую систему;
  • Проникновение воды в компьютер может возникнуть коррозия, компоненты приводного двигателя и соединения могут привести к сбою автопилота или генерированию ошибочных данных;
  • Даже в течение коротких периодов без присмотра руль без включенного автопилота может сбиться с курса и создать потенциально опасные ситуации;
  • Электрическая мощность, необходимая для работы автопилота в ненастную погоду, может быть очень высокой, а внезапные скачки энергии могут привести к выходу из строя устройства или генерированию ошибочных данных.

Советы по безопасному использованию автопилота

  • Проедите инструкцию для всех членов экипажа о том, как пользоваться автопилотом;
  • В случае отказа автопилота или генерирования подозрительных данных немедленно отключите устройство, проверьте магнитный компас и отрегулируйте при необходимости;
  • Большая часть оборудования для автопилота является водонепроницаемой. Тем не менее надпалубные автопилоты следует тщательно протирать и высушивать после каждого плавания. Подпалубные устройства следует устанавливать в сухом, хорошо проветриваемом помещении, так как они выделяют значительное количество тепла;
  • Скорость, с которой автопилот корректирует курс, может быть также проблемой безопасности. Скорость измеряется величиной изменения курса (в градусах) в секунду при перемещении штурвала;
  • Приводной блок должен иметь специальный выключатель, подключенный непосредственно к главной электрической панели судна;
  • Чтобы проверить точность направления автопилота, «поверните компас», который медленно поворачивает лодку по кругу, пока компьютер вносит исправления.

Вне зависимости от размера и типа, правильно установленные и откалиброванные автопилоты могут повысить удовольствие, эффективность и безопасность вашего плавания.